Из цикла «Бесконечная цепь», темы: Народы мира, Дарование Торы, Заповеди, Бней Ноах, Натан Лопез Кардозо, Материалы для Бней Ноах
Самое главное в Торе — заповеди (мицвот). Как мы уже подчеркивали, Тора — это свод законов, назначение которого — научить человека его роли на земле. В качестве такого свода или кодекса она требует от нас подчинения определенным предписаниям, которые касаются общественного устройства, служения Всевышнему, а также обязанностей человека по отношению к себе и другим людям. Одни заповеди кажутся нам логичными и объяснимыми, другие — вне сферы нашего понимания. Несмотря на это, человек обязан соблюдать все мицвот, ибо их исполнение — не что иное как претворение воли Всевышнего и ключ к созданию высшей гармонии на земле. Термин мицва часто применяют также в том случае, когда имеют в виду просто хорошее дело. Корень слова мицва — цав, что означает на иврите «приказ».
Существуют несколько подходов к классификации заповедей. В конце главы приведены классификационные системы, разработанные некоторыми талмудистами. Но сначала рассмотрим наиболее известные способы систематизации заповедей.
Тора не только обеспечивает народ Израиля законодательством, дающим возможность достичь высокого морального уровня; она устанавливает также воспитательно-правовую систему для нееврейского мира.
Согласно Торе, Адам и Хава были прародителями всего человечества. До строительства Вавилонской башни ^ не существовало деления человечества на народы или на евреев и неевреев. Только после рождения Авраама мы встречаем в Торе упоминание об иврим (евреях), от которых затем произошел народ Израиля.
Взгляд Торы на мир всеобъемлющ. Она содержит самую общую информацию, в том числе и общее для всего человечества законодательство. Эти законы называются семью законами сыновей Ноаха (шева мицвот бней Ноах), или законами Ноаха, хотя фактически они были даны Адаму, первому человеку. Выражение «сыновья Ноаха» прежде относилось ко всем людям, а впоследствии — ко всем неевреям, ибо все народы мира происходят от трех сыновей Ноаха, которые вместе с отцом пережили потоп. Заповеди Ноаха представляют собой обязательный минимум моральных требований, исполнение которых Тора предписывает всему человечеству, В Талмуде они перечислены в таком порядке:
1. учредить судебно-правовую систему, основанную на законах Ноаха^;
2. не б-гохульствовать;
3. не поклоняться идолам (запрет распространяется только на создание идолов, но не на их изучение. Христианство не признано монотеистической религией);
4. не убивать;
5. не красть (под кражей понимаются также обман в
бизнесе и военная аннексия территорий);
6. не прелюбодействовать (имеются ввиду сексуальные отношения с матерью, с женой отца, с замужней женщиной или с единоутробной сестрой. Запрещены также гомосексуализм и скотоложество. См. Санхедрин 55);
7. не есть мясо, отрезанное от живого животного. (Предполагается, что этот запрет вошел в силу лишь после потопа, поскольку до потопа всем людям было запрещено есть мясо (Раши, Берешит 9:3). Вопрос о том, может ли нееврей есть мясо животного, умершего своей смертью, до сих пор считается спорным. См. Тора Шлема, Берешит 9:13). Другие законы — например, запреты: на употребление в пищу крови живого животного, кастрацию животных, колдовство (Дворам 18:10-11)^ прививку дерева одного вида к другому^, а также обязанности: давать милостыню, производить потомство и чтить Тору^ — классифицируются как подпункты этих семи.
Подобным же образом запрещение красть включает в себя запреты на похищение украдкой (Ваикра 19:11) или силой (Ваикра 19:13), беззаконное перемещение межи в поле (Дварим 19:14), обман (Ваикра 19:13), клятвенное отрицание долга (Ваикра 19:11) и посягательство на то, что принадлежит другому (Шмот 20:17; Дварим 5:18).
В общей сложности из всех указанных в Торе заповедей в состав законов Ноаха входят 66: Гражданское право 19 Б-гохульство 8 Идолопоклонство 10 Убийство 1 Кража, грабеж 16 Прелюбодеяние 10 Употребление в пищу мяса, отрезанного от живого животного 2.
Отсюда совершенно очевидно, что расхожее утверждение, будто евреи обязаны исполнять 613 заповедей, тогда как неевреи — всего семь, мягко говоря, не совсем точно.
Скорее всего, изначальное законодательство Ноаха было исчерпывающим, но многое из него, по-видимому, с течением времени было утеряно. Сефер Ахинух (приписывается р.Аарону Алеви 13 в., Барселона) полагает, что его можно было бы восстановить, применяя те же принципы толкования, которые использовались в раскрытии Устной Торы.
Раши отмечает, что потомки Ноаха — Шем и Эвер — основали академию, в которой обучали законам Ноаха. Рамбам добавляет, что на Моше была возложена обязанность учить человечество этим законам. Тем не менее еврейские мудрецы не занимались их расшифровкой, поскольку нееврейский мир их отверг. Однако мудрецы времен Вавилонского Талмуда отмечали, что их нееврейские соседи, по крайней мере, «не пишут брачного договора для гомосексуалиста, не торгуют на базаре человечиной и проявляют уважение к Торе» (Хулин 926).
В Талмуде преобладает мнение, что только семь заповедей (с включением указанных выше 66) обязательны для всего человечества; другие законы, названные в Берешит (например, обрезание г или запрещение употреблять в пищу седалищный нерв), относятся только к евреям, несмотря на то, что они были даны до получения Торы. На этом основании установлено следующее правило:
Всякий закон, заповеданный потомкам Ноаха и повторенный на Синае, обязателен для всех — как для евреев, так и для неевреев. Что касается законов, сказанных на Синае впервые, то они предписаны только евреям, но не сыновьям Ноаха.
(Санхедрин 59а)
Хотя Авраам, Ицхак и Яаков лично получили некоторые заповеди, не обязательные для всего человечества, они считаются сыновьями Ноаха, т.е. Тора не была открыта во время их жизни. Рамбам (Илхот мелахам 10:8—10) отмечает, что, за исключением соблюдения Шабата и изучения Торы, неевреи могут добровольно принять на себя исполнение всех законов, содержащихся в Торе. Недаром, как мы уже говорили, Тора была записана на всех семидесяти языках по приказу свыше.
Законы Ноаха известны от начала Творения, поэтому понятно, что все правовые системы, включая кодекс законов Хаммурапи (в опровержение научной гипотезы, будто он предшествовал еврейскому праву), подвергались их влиянию. Они легли в основу современного международного и естественного права. Голландский юрист Гуго де Грут (Гроций), основоположник международного права, часто цитирует эти законы как источник «общего права всех народов».
Джон Селден (1584—1654), английский юрист, основывает свою концепцию международного права на еврейском законе и законах Ноаха. Его трактат «De jure naturali et gentium juxta disciplinam Ebraeorum» (1640) насыщен примерами применения еврейского закона в жизни народов мира. Селден ссылается на законы Ноаха как на «естественное право». (Отметим при этом мнение Талмуда (Йома 676), что пять из семи законов были бы действительны для людей, т.е. естественны для них, даже если бы Всевышний не открыл их.) Во введении к своему трактату Селден пишет: «Сегодня слово “естественный” в юрисдикции означает то, что — по мнению, верованиям и традиции евреев, а также по мнению авторитетных ученых — принято как общее для всех, как мировой закон, как закон для всех стран и времен… с самого Сотворения, как то, что было установлено для всего человечества Творцом всего сущего, одновременно раскрыто им, сообщено и предписано. Это то, что евреи называют “заповеди” или “законы сыновей Ноаха”».
Покойный д-р И.Герцог, главный раввин Израиля, писал: «Чтобы показать, как далеко идет Селден, приведу мнение, высказанное им во вступительных главах, о том, что Пифагор, очень возможно, был знаком с пророчествами Иехезкеля, из чего логически следует, что греческая юриспруденция многим обязана еврейскому праву» («Джон Селден и еврейский закон». Иудаизм: право и этика). Со времен Селдена законы Ноаха стали общим элементом во всех юридических системах.
Законы Ноаха обязательны и для евреев, поскольку «ничто из запрещенного нееврею не разрешено Израилю» (Санхедрин 59а). Однако степень обязательности иногда различна, и грешники-неевреи подчас наказываются более строго (Санхедрин 576), т.к. им дано меньше заповедей.
Рамбам утверждает, что неевреи обязаны соблюдать законы Ноаха исключительно на том основании, что они предписаны свыше и даны через Моше: «Если кто-то исполняет их, опираясь только на логику, его нельзя считать отщепенцем, но он не считается также ни праведным, ни мудрым человеком» (Мишнэ Тора, Илхот Мелахим 8:11).
Иерусалимский Талмуд (Авода Зара 2:1) приводит разные мнения относительно того, являются ли законы Ноаха вечным кодексом для нееврейского мира или это кодекс временный, действующий до тех пор, пока все человечество не примет Тору.
Поскольку нееврею, соблюдающему законы Ноаха, обеспечено место в будущем мире (Санхедрин 105а), евреи никогда не считали нужным обращать неевреев в свою веру для достижения ими вечной жизни, в отличие от христианства, которое видит в своем пути единственную возможность спасения для человека.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»