Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда заповедь «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной?

Темы: Потомство, Заповеди, Рав Яков Шуб, Плодитесь и размножайтесь

Отложить Отложено

Что значит выполнить заповедь плодитесь и размножайтесь?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

В Талмуде (Йевамот 61 б) приводится несколько мнений о том, сколько детей и какого пола должно родиться, чтобы заповедь плодиться и размножаться считалась выполненной. Давайте перечислим их:

1. Один мальчик и одна девочка, подобно тому, как было при сотворении мира, когда Всевышний создал мужчину женщину. Как сказано: «Мужчиной и женщиной, сотворил их и благословил их, и нарек им имя Адам (человек) в день сотворения их» (Берешит 5:2).

2. Два мальчика, как у Моше Рабейну, у которого было всего два сына — Гершом и Элиэйзер.

3. Два мальчика и две девочки, как у Адама и Хавы: у них родились два мальчика, Каин и Эвель, и с каждым из них родилась сестра.

4. Или один мальчик, или одна девочка, поскольку так выполняется «минимальными средствами» желание Творца, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями. Как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, образовавший землю и Создавший ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18).

В конечном итоге закон установлен в соответствии с первым мнением. Т.е. для выполнения заповеди плодиться и размножаться достаточно, чтобы родились один мальчик и одна девочка (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:5).

Стоит отметить: существуют также некоторые дополнительные условия, при которых заповедь плодиться и размножаться считается выполненной:

— Мальчик и девочка, которые родились, могут (с физиологической точки зрения) иметь детей (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:5).

— Даже если потом мальчик и девочка вступили в брак с людьми, которые не могут иметь детей (соответственно, у них не будет потомства) или вообще не создали семью, заповедь все равно считается выполненной (Хелькат Мехокек, Эвен а-Эзер 1:6, Бейт-Шмуэль 1:8); но некоторые галахические авторитеты сомневаются, можно ли в этом случае считать заповедь выполненной (см. Питкей Тшува 1:8).

— Если мальчик и девочка умерли при жизни отца и не оставили после себя детей, заповедь считается невыполненной (Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:6).

— Однако, если после смерти и мальчик, и девочка оставили после себя детей, каждый — минимум одного мальчика и одну девочку, заповедь считается выполненной.

— Даже если мальчик и девочка глухие, душевнобольные или мамзеры (родились от запрещенных связей), заповедь считается выполненной.

— Выполнил ли заповедь гер, у которого родились мальчик и девочка до гиюра? Согласно одному мнению, заповедь считается выполненной только при условии, что дети прошли гиюр вместе с ним (Рамбам, Шулхан Арух, Эвен а-Эзер 1:7). Согласно другому мнению, заповедь считается выполненной, даже если дети не прошли гиюр (респонс Маариля 196, Беур а-Гро 1:17).

Но даже если человек уже выполнил заповедь плодиться и размножаться, он не должен останавливаться на этом, как сказано: «С утра сей семя, и вечером не давай отдыха руке своей, ибо не знаешь, что удастся, это или то, или оба равно хорошо» (Коэлет 11:6). Талмуд (Йевамот 62 б) делает отсюда вывод, что даже после того, как человек выполнил заповедь плодиться и размножаться, он все равно должен стараться привести в этот мир еще детей. Только теперь это предписывается не Торой, а мудрецами.

Кроме того, тот, кто «не останавливается на достигнутом», выполняет желание Всевышнего, чтобы этот мир наполнялся Его созданиями, как сказано: «Ибо так сказал Господь, Сотворивший небеса, Он — Б-г, Образовавший землю и Создавший ее, Он утвердил ее, не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45:18). Т.е., увеличивая число детей, человек воплощает непосредственный замысел Творца при создании этого мира. Это также является предписанием мудрецов.

Заповедь Торы плодиться и размножаться дана только мужчине, но, разумеется, ее невозможно выполнить без участия женщины. На женщине лежит обязанность (предписание мудрецов) выполнять волю Всевышнего, наполняя мир Его созданиями, см. выше.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его