Темы: Запреты, Рав Реувен Куклин, Заповеди, Женщина, Одежда
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины, почему иудейской женщине нельзя совершать религиозных обрядов?
Прежде всего, мы должны понять в общем — есть ли заповеди, которые обязаны выполнять только мужчины. И, если такие заповеди есть, перейдём к рассмотрению вопроса, разрешается ли женщинам выполнять их добровольно.
Мудрецы приводят правило: те предписывающие заповеди, выполнение которых связано с определённым временем, женщины выполнять не обязаны (Кидушин 29 а). Поэтому женщины не обязаны, например, сидеть в сукке или слушать шофар, ведь эти заповеди необходимо выполнять только в определённое время (сукка — в праздник Суккот, а шофар — в праздник Рош а-Шана). По той же причине женщина не обязана налагать тефилин (ведь Творец заповедал налагать тефилин только в будние дни, а не в субботу или Йом Тов) или носить цицит (ведь заповедь ношения цицит действительна только днём). Следует добавить, что из этого правила есть исключения (например, заповедь есть мацу в Песах или заповедь делать Кидуш).
Духовная причина того, что женщина обязана выполнять меньшее количество заповедей, следующая: женщина изначально более совершенна, чем мужчина (подробнее об этом см. Плохо быть женщиной?), поэтому, чтобы усовершенствовать себя, ей достаточно выполнять меньшее количество заповедей.
Часть заповедей, которые женщина не обязана исполнять, ей разрешено исполнять добровольно, и она получит за это награду. Более того, у ашкеназских евреев даже принято, чтобы женщина произносила благословение на выполнение таких заповедей.
Однако есть и такие заповеди, выполнять которые женщинам запрещено. Так, например, женщине запрещено налагать тефилин или носить талит. Поским приводят различные объяснения этим запретам. Одна из причин запрета связана с тем, что тефилин и талит являются частями мужской одежды, а Тора запретила женщине надевать мужскую одежду (Дварим 22, 5): «Да не будет мужского предмета (одежды) на женщине, и не наденет мужчина женского платья». Интересно, что Йонатан бен-Узиэль, который жил более 2000 лет назад, переводит этот стих следующим образом: «Да не оденет женщина тефилин и цицит, поскольку они являются частями мужской одежды».
Выполнять заповедь, которую человеку по той или иной причине выполнять запрещено, — гораздо большее преступление, чем нарушение какого-либо другого запрета. Причина в том, что этим человек показывает: он выполняет заповеди не потому, что так заповедал Творец, а только потому, что сам решил это делать. Тем самым он как бы создаёт свою собственную религию, в которой бог — он сам. О том, кто совершает такой грех, Тора говорит страшную вещь (Дварим 29, 19): «Не пожелает Творец простить ему», см. в трактате Сангедрин (76 б, см. Раши там). Сам Творец, Который всегда призывает евреев раскаяться, чтобы простить им, как сказано (Йехезкель 18, 32): «Ибо Я не хочу смерти умирающего, — слово Господа Б-га! — и обратитесь, и живите!», говорит о Себе, что такому грешнику Он не пожелает простить. Что может быть ужасней этого?
С уважением, Реувен Куклин
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Журнал «Мир Торы»
В первой главе Торы говорится, что Вс-вышний сотворил человека, и это творение было и мужчина, и женщина. Одно тело, которое имеет два лица.
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»
Р.Симлай разъясняет: «Шестьсот тринадцать заповедей были переданы Моше:365 заповедей “не делай”, по числу дней в солнечном году, и 248 заповедей “делай”, по числу частей человеческого тела».
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его