Что обозначает лестница Яакова?6 декабря 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Во сне Яакова ангелы обозначают изгнания еврейского народа, а их падение — избавление. А что именно обозначает лестница, по которой не стал подниматься Яаков, так как боялся, что упадет, как и ангелы? Может быть, лестница — вся история еврейского народа, а ответ Яакова — недостаточная вера в защиту Всевышнего? Читать дальше |
|
Почему даже великие праведники боялись простых смертных людей?22 ноября 2019 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток, уважаемые раввины, большое спасибо за все ваши предыдущие ответы. Помогите, пожалуйста, разобраться в следующем вопросе. Мы многое учим из поведения наших праотцов и других цадиким (праведников), стараемся «унаследовать» их поведение, которое было угодно Б-гу. И просто сказать, что они достойны уважения за то, что оставались преданными Творцу и Его Торе на протяжении всей жизни будет недостаточным, действительно, вряд ли есть человек, который мог бы повторить их поступки. Но, с другой стороны, их души были другого качества и их контакт с Всевышним находился на другом уровне. И мне совсем непонятно, почему даже великие праведники боялись простых смертных людей, Авраам — фараона, Ицхак — Ишмаэля, Яков — Эсава и Лавана, а также жителей Шхема, Моше спасался бегством после смерти египтянина-надсмотрщика, а также опасался евреев, когда водил их в пустыне. И подобных примеров много. Почему они боялись, если знали, что Сам Святой, благословенно Его имя, защищает их? Ведь было и другое, сам Авраам бросился в погоню за пятью царями, чтобы вернуть Лота? N. Читать дальше |
|
Почему Скрижали Завета были из камня?2 сентября 2019 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом! Почему Бог даровал Свои основные десять заповедей (на самом деле заповедей 613) именно на каменных скрижалях? Итак, почему же заповеди не были написаны, а были прожжены Богом насквозь? Владимир Читать дальше |
|
Почему среди мировых гениев так много грязных, низких людей?25 ноября 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день! Я долго анализировала вопрос, что из искусства допустимо к употреблению в нашей семье. В результате размышления пришла к выводу, что большинство произведений классического и современного искусства являются пропагандой мерзости напрямую или косвенно, а большинство деятелей искусства — люди порочные, далёкие от того, чтобы быть ролевой моделью. И поскольку произведения их проникают в душу, формируют личность, то лучше этих произведений избегать. Мой вопрос в связи с изложенным таков: почему среди деятелей искусства, да и среди мировых гениев в целом, так много грязных, низких людей? Если взять, например, стандартную школьную хрестоматию, то едва ли хоть один автор в ней не попадёт в число алкоголиков, наркоманов, дуэлянтов, прелюбодеев, лгунов и иже с ними. Почему Б-г даёт проявиться таланту, в основном, в таких людях, почему именно им доводится активно влиять на человечество? Или это мы, человечество, выбираем себе таких «героев»? Что говорит об этом Тора? Какую роль это играет в исправлении человечества? Спасибо. Дарья Читать дальше |
|
Почему Рахель не помешала замужеству своей сестры Леи?16 ноября 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Рахиль не помешала замужеству своей сестры Леи? Она была соучастницей обмана Якова? За что Б-г наказал её смертью во время родов? Валерий Читать дальше |
|
Обещания надо выполнять?20 июня 2018 года, отвечает Рав Нахум Шатхин Шалом, уважаемый Рав! Помогите разобраться в следующем вопросе. Вроде бы, всё понятно: обещания надо выполнять. Что-то читал в Танахе по этому поводу, где-то в книге Мишлей это написано. Имеются, правда, жизненные обстоятельства, непреодолимые, когда невозможно в силу последних их (обещания) выполнить. Видимо, поэтому евреи часто говорят «бли недер» («без обета», т. е. «постараюсь сделать, но не обещаю»). Но вот когда речь идёт о том, что человек может исполнить обещание, но намеренно его не исполняет, это ведь вызывает раздражение. Больше того, человек может разочароваться в ближнем, который постоянно на словах обещает, но в реальной жизни так и не исполняет своих обещаний. Я спрашивал, почему так происходит. Почему такое поведение людей вызывает раздражение и разочарование? Мне сказали, что человек, который обещает и намеренно не выполняет обещания, обманывает своего ближнего. Ведь неисполненное обещание (не имеющее оправдывающих жизненных обстоятельств) — это, по сути, ложь и вызывает раздражение, даже агрессию и — бывает — разочарование. Подскажите, пожалуйста, если брать сам Танах: имеются ли там истории, показывающие, как тот, кто не исполняет своих обещаний, вызывает разочарование и даже гнев у окружающих? Ведь, я так понимаю, евреи обещали исполнить Тору, однако в какой-то момент не стали исполнять обещание, либо, видимо, плохо исполняли, и Всевышний привел на них нашествие Навуходоносора. Это если в «масштабном формате» смотреть: невыполнение мицвот (заповедей), как я понимаю, приводит к гневу Всевышнего. А вот если мы смотрим на это в «локальном формате», как это у людей? Имеются ли в Танахе соответствующие истории? Или, может быть, история Талмуда показывает нам, как невыполненное обещание приводит к весьма негативным последствиям для людей? Вообще, еврейские мудрецы проводили параллель между невыполненным обещанием и ложью? С уважением, Святослав Читать дальше |
|
Почему Всевышний посылает благо антисемитам?24 мая 2018 года, отвечает Рав Меир Мучник Добрый день. Всевышний ниспосылает добро и благо своему народу. Но немало получают от Него и народы мира. Среди людей, находящихся на содержании Творца, встречаются и антисемиты, ненавистники Израиля. Как же так? С уважением, Александр Читать дальше |
|
Почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков?25 января 2018 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня такой вопрос: почему Моше Рабейну не считается отцом еврейского народа, как Авраам, Ицхак и Яаков? Буду рада получить ответ. Спасибо, Оля Читать дальше |
|
Как можно назвать внебрачные отношения Рувима с Валлой — изнасилованием? Прелюбодеянием?28 ноября 2017 года, отвечает Рав Овадья Климовский Уважаемый Раввин. Как этот момент можно назвать? Изнасилование? Прелюбодеяние? Внебрачные отношения Рувима (Реувена) с Валлой (Билхой) в этом месте были по обоюдному согласию из-за того, что эта женщина испытывала острую нехватку сексуальных отношений? Или это было желание досадить Отцу Иакову?! Тора, 1-я Книга 35: 22: Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего. И услышал Израиль. N. Читать дальше |
|
Объясните отношение Авраама к его сыновьям от наложниц17 ноября 2017 года, отвечает Рав Натан Агрес Уважаемый Раввин! Объясните, пожалуйста, почему Авраам передал знания о нечистых силах своим сыновьям от наложниц и отослал их на восток? Разве любящий отец может пожелать своим детям разрушающие деструктивные знания? Или эти дети ему были безразличны? Ведь эти дети были евреями. И почему Яаков, несмотря на то, что очень любил Йосефа, не отсылал своих остальных сыновей от наложниц, подальше от Йосефа? Спасибо. Читать дальше |
|
Какими качествами обладает «настоящий еврей»?1 ноября 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник Какими качествами обладает «Настоящий еврей»? Читать дальше |
|
Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Б-га?31 января 2016 года, отвечает Рав Меир Мучник Шалом. Согласно мидрашу, отправляя Оснат, дочь Дины, в Египет, Яаков повесил ей на шею табличку с именем Б-га. Из раздела Ваэра мы знаем, что Ашем не открывался Яакову с четырехбуквенным Именем. Какое из других Имен можно вешать на табличке на шею, чтобы оно охраняло? Спасибо. Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Почему Йосеф так вёл экономику в Египте?..20 декабря 2015 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, уважаемый раввин! У меня вопросы о Якове и Йосефе. 1) Почему Йосеф так вел экономику в Египте, что разорял жителей и, в конце концов, сделал их даже рабами. Но тот хлеб, который они просили в голодные годы, был ими же выращен, а затем у них отобран с помощью новых введенных законов? Таким образом, Йосеф обогащал фараона и, возможно, выслуживался перед ним? 2) На ком женился Йосеф в Египте, и были ли его сыновья Эфраим и Менаше евреями? Понятн, что должны были быть, но каким образом? 3) Почему Яков сказал Йосефу, что Эфраим и Менаше пусть будут его, Якова, а остальные дети, которые родятся у Йосефа, будут уже Йосефа? Для чего это нужно было, и зачем самому Якову еще два сына? 4) Почему Яков выбрал для благословения именно детей Йосефа, ведь у других сыновей тоже были дети и в формировании еврейского народа они все имели равное значение? 5) Имеют ли сейчас имена сыновей Якова и предсказанная им судьба влияние на тех мужчин, которых сегодня называют их именами? Если есть связь, то стоит ли называть некоторыми из имен (например, Биньямин, которому предсказано, что забудет наставления отца, хищным волком будет рыскать по земле)? 6) Йосеф был одним из младших братьев. Почему сказано, что умирая (в 110 лет), дал завещание братьям? Или имеется в виду уже молодое поколение, которое называется «братьями», т.е., родственниками? 7) Почему Яков не захоронил Рахель в пещере Махпела? Там находились все его предки и вторая жена, почему так случилось, почему так нужно было, чтобы Рахель там не было? 8) Сказано, что у Якова родилось 12 сыновей и дочь Дина. У него рождались только сыновья или и дочери тоже, но о них ничего не говорится, кроме Дины, которая упоминается из-за истории, повлиявшей на судьбу семьи? Спасибо. Елена, Киев Читать дальше |
|
Яаков был наказан за то, что состарился?7 мая 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемый рав. У меня вопрос об Яакове. Почему Всевышний наказал его на 33 года? Даже суть не в том, что на 33, а в том, что наказал. В Мидраше, как я понял, есть такой эпизод: Тогда фараон спросил Яакова, сколько ему лет. — Мне всего лишь сто тридцать лет, — ответил Яаков. — Но дни моей жизни были полны горя и тревог. Не был я счастлив в жизни, в отличие от моих праотцев. Услышав такие слова, фараон и Ог поняли, что перед ними действительно не Авраам. В дальнейшем Ашем порицал Яакова: «Ты пожаловался на несчастья, которые обрушились на тебя в твоей жизни. Разве Я не спас тебя от рук Лавана и Эсава? Разве Я не вернул тебе Дину и Йосефа? Как же ты можешь жаловаться и сетовать на свою жизнь? За это Я сокращу годы твоей жизни». Вместо того чтобы дожить до ста восьмидесяти лет, как его отец Ицхак, Яаков умер в сто сорок семь лет, то есть на тридцать три года раньше срока. Наказание было суровым: за каждую букву жалобы Ашем лишил Яакова одного года жизни. В книге «Беседы об этике» р. Хаима Шмулевича об этом сказано: Человек, который огорчается по любому поводу и жалуется на свою жизнь, не видит и не ощущает безмерности блага, дарованного ему. Это о нем говорится в Писании: «Человек, не чувствующий бесценного, уподобится скоту» (Теилим 49). Это значит, что человек, живущий приземленной жизнью, не ощущает в полной мере, какой ценностью он обладает. И более того, если человек не ценит, как должно, счастье бытия, он может и вовсе лишиться жизни. Пример этому мы находим в Мидраше на недельную главу Ваигаш (см. выше)… Было произнесено тридцать три слова, и ровно на тридцать три года жизнь Яакова короче жизни Ицхака. Мы не можем постичь сути этого счета, предъявленного Всевышним. Но благословенной памяти Мудрецы наши поясняют, что все, что происходило с нашими праотцами, — это урок для нас… Множество тягот и бед выпало на долю Яакова — вражда с Эсавом, служба у Лавана, потеря Дины и Йосефа, — но в конце жизни Всевышний вернул ему всё потерянное. И, несмотря на это, Яаков пожаловался Фараону, что недолгой и трудной была его жизнь. За это ему пришлось ответить по самому суровому счету, и за каждое слово он поплатился годом жизни… Более того, в счет 33 лет, на которые была сокращена его жизнь, включены и 8 лет за 8 слов, сказанных Фараоном: «И сказал Фараон Яакову: Сколько лет жизни твоей?» Почему же и это было вменено Яакову в вину, и почему он был наказан за слова, сказанные Фараоном? В комментарии Баалей а-Тосафот поясняется, что Яаков предстал перед Фараоном седым старцем. Потому-то и задал тот свой вопрос. И что же ответил Яаков? — «Немногочисленны мои годы, но трудно протекала жизнь моя, и вот одолела меня старость…» Такое же объяснение мы находим у Рамбана. Теперь нам понятно, почему Яаков был наказан за слова Фараона. Если бы Яаков более спокойно относился к своим бедам и не горевал так сильно, то не «одолела» бы его старость, и, вероятно, не стал бы тогда Фараон спрашивать его о возрасте. Вот почему Яаков наказан за слова, которые произнес Фараон. Не совсем согласен с р. Хаимом Шмулевичем, что не пришла бы старость. Старость ко всем приходит, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Вопрос всё же в наказании, столь суровом. Это потому, что Яаков не оценил того, что Всевышний в конце концов вернул всё то, чего лишил его прежде? В связи с этим практический вопрос: можно ли роптать на свою жизнь? Или будет то же, что в случае с Яаковым? Является ли грехом ропот на свою жизнь? Заранее благодарю за ответ. Святослав Читать дальше |
|
Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?25 февраля 2014 года, отвечает Рав Зеев Гершензон Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Неужели Б-г может оставить народ Свой?19 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов Читать дальше |
|
Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможность проведать отца и братьев?2 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможности проведать своего отца и братьев? Читать дальше |
|
Как зовут Элиягу анави?25 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Дети Яакова обратились к отцу по имени? Ведь это запрещено!30 апреля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин «Шма Йисраэль», — сказали сыновья Йаакова ему перед смертью. Но алаха запрещает обращаться к отцу по имени. Почему приводится этот мидраш? А. Читать дальше |
|
Зачем Рахель украла божков?15 февраля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом! У меня вопрос по поводу терафим (божков). Почитала комментарии нескольких комментаторов на это место в Торе, получилось 2 мнения: 1. Рахель их украла, чтобы Лаван не вычислил, куда они пошли. 2. Чтобы избавить своего отца от идолопоклонства. Меня интересует первое мнение, которое приводят многие комментаторы: и Рамбан, и Раши, и Рабейну Бхае… Лаван ушел стричь скот, за это время Яков со всей семьей и всем имуществом, скотом успел собраться и уйти (мероприятие массовое, значит, времени было достаточно, значит, Лаван ушел достаточно далеко). Пока большая компания собиралась и двигалась в путь, к Лавану наверняка был бы уже выслан посланник с этой новостью, поэтому он бы это узнал и без терафим. Или даже если бы он сам вернулся после стрижки скота и увидел отсутствие Якова, дочерей, внуков — он бы понял, что произошло. И самое основное — терафим Лаван оставил дома, раз Рахель их украла! Значит, в пути он не планировал ими пользоваться. А если планировалось, что он бы пользовался ими по прибытии домой для того, чтобы узнать, куда именно они пошли, — то, по всей видимости, у него не было проблем это узнать, потому что через определенное время Лаван с сыновьями их догнали. И тем более Яков до этого просил Лавана отпустить его пойти на его (Якова) землю. Мой муж на это предположил, что поскольку в Торе не всегда соблюдается хронологический порядок и, тем более, в пасуке говорится, что сначала Яков с семьей ушел, а следом говорится, что Лаван пошел стричь скот, — явно, что было наоборот, Лаван ушел и, пока его нет, Яков с семьей бежал. Далее говорится, что Рахель украла терафим. Т.е. можно предположить, что, к примеру, Лаван собрался в путь, уложил терафим, чтобы взять их с собой в путь, а Рахель ночью их украла. И он спохватился в пути, вернулся за ними и увидел, что Яков сбежал. (Это актуально для всех мнений относительно того, чем же были терафим — как песочные часы, или фигурки человека, или золотые пластинки, которые вставлялись в рот засоленному человеку; к примеру, Лаван мог бы для такого гадания и в пути убить какого-нибудь раба, чтобы погадать таким образом). Есть какие-нибудь мнения наших мудрецов на этот счет? Хава Читать дальше |
|
Был ли Яков в числе семидесяти спустившихся в Египет?6 февраля 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Праотец Яаков в числе спустившихся в Египет 70 — ти или он 71-ый ? Спасибо за ответ. Иосеф Читать дальше |
|
Куда вышел Яаков? В Падан-Арам или в Харан?8 декабря 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день, проясните вопрос: в главе Толдот написано, гл. 28, 5: «И отослал Ицхак Йаакова, и пошел он в Падан-Арам к Лавану, сыну Бетуэля-арами, брату Ривки, матери Йаакова и Эсава». Далее в следующей главе говорится, гл.28, 10: «И вышел Йааков из Беер-Шевы, и пошел он в Харан». Скажите, куда вышел Яаков? В Падан-Арам? Это где-то в Междуречье, как я понимаю. Или в Харан? Это юго-запад от Турции? Геннадий Читать дальше |
|
Как объяснить, что Рахель за букетик цветов продала Яакова?1 декабря 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав Реувен Куклин, в комментариях к Торе о Яакове, Рахели и Лее я нашла, что изначально женихом Леи был запланирован Эсав. Лея страдала от этого, и глаза её часто были опухшими от слёз… И поэтому перспектива стать женой благородного Яакова для Леи оказалась спасением. Почему Яаков так сильно любил Рахиль? Ведь Рахиль чем-то похожа на Эсава. Не были бы Рахиль и Эсав подходящей парой? Как Эсав, будучи голоден, продал своё первородство за похлёбку, что в ту минуту варил Яаков… Похоже, и Рахель за букетик цветов продала Яакова на ночь Лее. А потом подарила ему двух молоденьких красавиц, Билу и Зилпу чтоб те родили за её счёт детей от него. Я не могу совместить понятие её высокой духовности и такого отношения к мужу. Или всё здесь в норме? Ревновать неправильно? Есть ли какие-либо объяснения в Торе о ревности? Лея ревновала Яакова? Почему Рахель не ревновала мужа? Большое спасибо, М. Читать дальше |
|
Как стать желанным гостем?15 августа 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как-то раз к нам приехала тётя Света. Она у нас немного пожила, а потом уехала. Я ей говорил: «Тетя, оставайтесь у нас ещё!». На это она отвечала, что Тора запрещает долго гостить у родственников. Правда ли это? Марк Абрамович, Днепропетровск Читать дальше |
|
Почему Всевышний сделал первенцем Эсава, а первородство предназначил Якову?1 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Ашем сделал так, что первым родился Исав, а первородство было определено Иакову? Сергей Читать дальше |
|
Почему «большой будет служить младшему», а не меньшему?8 февраля 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемые Равы! Сравнивая Эсава и Якова, Тора как бы сравнивает их не в одной плоскости: глава Толдот 25:23 «и рав (большой, заметим, а не старший) будет служить цаир (младшему, а не меньшему!)». Сравнивается несравнимое (как метр и килограмм). То есть БОЛЬШОЙ почему-то будет служить не МАЛЕНЬКОМУ, как было бы логично предположить. Далее в главе Ваэце 29:16 уже называются дочери Лавана, но удивительно «соответствующим» образом: Лея — гдола (большая), Рахель — ктана (маленькая)… НО тут же ниже 29:26 Лаван называет одну, Рахель (причем называя её первой!!!) цэира (младшей), а Лею — вообще непонятным для женщины словом — бэхора (женский род от слова «первенец»!). 1. Почему Тора именно таким образом сравнивает братьев и сестёр? 2. Что означает бэхор (первенец) — более-менее понятно. Но кто такая бэхора? Каков её статус? Мало того, у Лавана есть сыновья (однако, кажется, НИКОГО из них Тора вообще не упоминает по имени!). Тода раба. Дмитрий, Луганск (Украина) Читать дальше |
|
Чем Яаков благословил фараона?30 января 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом. В нашей недельной главе два раза написано «И благословил Йааков Паро». Есть ли какие-то объяснения, почему Тора привела и простое приветствие, и само благословение? Читать дальше |
|
Почему Билга и Зилпа не включены в число праматерей?10 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Почему Билга и Зилпа не включены в число праматерей? Они ведь такие же жёны Яакова, как Лея и Рахель. Потому что они служанки? Потому что они идолопоклонники? Разве Лея и Рахель до женитьбы на Яакове не были идолопоклонницами? Читать дальше |
|
Зачем Исраэль поклонился к изголовью ложа?2 декабря 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте, ребе. Как понять эти слова из Берейшит? Не понятно, зачем Исраэль поклонился к изголовью ложа? «И сказал он: Поклянись мне! И он поклялся ему. И поклонился Исраэль к изголовию ложа». С уважением, Иван Читать дальше |
|
Почему иногда Яаков, а иногда Исраэль?8 апреля 2010 года, отвечает Рав Овадья Климовский Берешит 32:29: «29. И сказал он: Не Йааков изрекаться более имени твоему, но Исраэль; ибо ты боролся с Б-жьим (ангелом) и с людьми и преодолел». Почему Яков после «переименования» все еще называется «Яков», а не «Исраэль»? Почему иногда одно, а иногда другое? Авраам и Сара ведь не зовутся поочередно то по-новому, то по-старому.Благодарю за ответ. Илья, Бавария Читать дальше |
|
Почему Яаков после встречи с Эсавом не пошёл прямо к отцу?29 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Сначала сказано, что Эсов приходит с Сеира и приглашает в Сеир, а в конце главы — что он ушел в Сеир, чтобы и т.д. … И РАШИ здесь молчит? Непонятно, почему Яаков Овину после встречи с Эсовом задерживается на 18 месяцев, а не идет прямо к отцу? В. Читать дальше |
|
Потомство — как песок морской или как прах земли?13 декабря 2009 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. У меня возник вопрос по Бэрэшит 32, 13. Яков говорит Б-гу — Ты обещал, что потомство твое будет как песок моря. Когда Йаакову Вс-вышн-й такое благословение дал? Ведь в Бэрэшис 28,14 Он сказал: И будет потомство твое как прах земли? Объясните, бэвакаша. Йааков, Москва Читать дальше |
|
Получается, вся жизнь — это ложь во благо?1 ноября 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав! Я каждый день читаю ваш сайт и нахожу много ценного для своего духовного развития. И вот сейчас я прочитала статью «Противостояние» рав. Ицхака Зильбера (воспоминания о жизни в советское время). Тяжелый осадок (если так можно выразиться) остался в моем сердце. Я не почерпнула ничего ценного из всего прочитанного, а только увидела, что во многих случаях (преподавание в школе) раву Ицхаку Зильберу приходилось «выкручиваться», обманывать, ловчить, чтобы только соблюсти субботу и те запреты, которые связаны с ней. В моей жизни я постоянно оказываюсь в ситуациях, которые побуждают меня сделать выбор в сторону добра, справедливости, правды, и неужели я должна идти при этом на какие-то лживые уловки! Получается, что вся жизнь — это ложь во благо? Всего доброго! С. Читать дальше |
|
Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?22 июня 2009 года, отвечает Рав Реувен Куклин На русском языке есть разница в обращении на ты и на Вы, на иврите так говорят только бней ешивот. Я написал письмо на иврите профессору, обратившись к нему на Вы (атэм ктавтэм), что очень развеселило его. На моё объяснение ему, что это лишь форма уважительного обращения, он мне пишет: «По моему скромному мнению, это обычай, пришедший к нам из идиш и чуждый языку иврит. Мне кажется, что Вы обращаетесь ко мне во множественном числе. Это, без сомнения, второе лицо множественного числа: “вы правы”. Я знаю, что в некоторых языках выражают уважение к ближнему, обращаясь к нему в третьем лице или во множественном числе. Но при всём уважении к учителям — а я за то, чтобы выражать им уважение — мне кажется, что это всё-таки преувеличение: выражать им уважения больше, чем Всевышнему, к Которому мы обращаемся во втором лице единственного числа: “Ты избрал нас” и т.д. ». Мой вопрос: действительно, почему к В-севышнему мы обращаемся на ты (с множественным числом, понятно, есть проблема, но почему не в третьем лице? Аврех Йеуда, Иерусалим Читать дальше |
|
Почему Ицхак не заботился о женитьбе Яакова?15 декабря 2008 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый р. Реувен Куклин, помогите разобраться в следующем вопросе: Как мне кажется, Ицхак совсем не заботился о том, чтобы женить Яакова. Если я не ошибаюсь, долг отца женить сына. В свое время Авраам, после акеды, очень был взволнован тем, что Ицхак не женат. И в 40 лет Ицхак жениться при активном участии отца. Вероятно, это должно было научить Ицхака, что надо заботиться о судьбе детей. Что касается старшего Эсава, то тут забота о его женитьбе совсем запоздала. Хотя, возможно, влияние Ицхака в выборе жены для Эсава могло привести к его исправлению. Но что касается Яакова, то вопрос о его женитьбе подняла только Ривка, да и то, как прикрытие его «эвакуации» к Лавану. Так Яаков и не собирался к Лавану, а значит и он не воспринимал свое путешествие как имеющее цель жениться. Напротив, он предпочел общество Лавана учебе у Шема и 14 лет учился. А вот потом случается резкий поворот в намерениях Яакова. Он идет-таки к Лавану и именно с намерением жениться, и женится. Получается, что женитьба Яакова не инициатива ни Ривки, ни Ицхака ни его самого в возрасте 63 лет, а нечто происходит с ним после 14 лет учения. Так почему судьбой Эсава и особенно Яакова не занимался Ицхак, в отличии от заботы Авраама по отношению к нему самому? С уважением, А. Читать дальше |
|
Когда допустима хитрость?14 декабря 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! У меня несколько вопросов. В чем смысл книги Руфь? О чем она? Почему события разворачиваются именно таким образом? И почему хитрость Руфь в толкованиях сравнивается с хитростью Тамар? Зачем нужна была здесь хитрость? Какова роль Нооми? В чем заключается хитрость Торы, в каких случаях она допустима? Мария Смирнова, Красноярск, Россия Читать дальше |
|
Когда будет построен Третий Храм?1 декабря 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте. Когда строился первый Храм, Всевышний являл Свою волю чрез пророков, пред разрушением Храма, Он чрез пророков предвозвестил об этом, когда строили второй Храм, Всевышний также обращался к народу чрез пророков. Говорил ли Он о разрушении второго Храма, о сроках, сколько будет длиться запустение (ведь уже прошло около двух тыс. лет), и есть ли информация о том будет ли третий Храм? Заранее благодарен за ответ. Читать дальше |
|
С кем же боролся Иаков?28 мая 2008 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня такой вопрос. Вот в Торе описана история как Иаков борется с Богом и побеждает Его, за что получает прозвище Израиль. Как понимается эта история? Неужели согласно Торе Иаков действительно боролся с Богом и победил Его? Поясните, пожалуйста. Спасибо. Читать дальше |
|
Почему Яаков женился на двух сёстрах — ведь это запрещено Торой?27 марта 2008 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер 345-я заповедь – запрещение при жизни жены вступать в близость с ее сестрой. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: “И женщины к ее сестре не бери в соперницы, чтобы открыть наготу ее при ней, при жизни ее” (там же 18:18). М., Иерусалим Читать дальше |