Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как зовут Элиягу анави?

Темы: Танах, Яаков, Значение слов в Торе, Овадья Климовский, Элияу

Отложить Отложено

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Илья!

Вы понимаете совершенно верно, Элия и Элияу — одно и то же лицо, в Танахе встречается сокращенный вариант имен пророков и царей, например, Ирмия — Ирмияу, а царя Йеояхина в некоторых местах называют Йехонией, просто переставив слоги в его имени.

Однако иногда среди необъясненных изменений такого рода (а если мы еще не нашли им объяснения, это не означает, что их нет) могут «спрятаться» очень интересные намеки. Один из них как раз касается пророка Элияу. Если внимательно посчитать, сколько раз в Танахе упоминается его имя в сокращенном виде, мы получим число 5. Это любопытно, в свете того, что имя нашего праотца Яакова обычно пишется в Торе сокращенно: יעקב. Однако в 5 (!) местах оно написано с буквой «вав»: יעקוב.

Мудрецы говорят, что избавление к народу Израиля придет в будущем именно в заслугу Яакова. И теперь можно если не понять, то немного ощутить смысл другого предания мудрецов (оно приводится в Раши на Ваикра 26:42) — Яаков «забрал» букву из имени Элияу в залог того, что тот когда-нибудь все же вернется и провозгласит геулу, избавление потомкам Яакова.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его