Темы: Рахель, Лея, Лот, Яаков, Первенец, Эсав, Братья и сестры, Значение слов в Торе, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые Равы! Сравнивая Эсава и Якова, Тора как бы сравнивает их не в одной плоскости: глава Толдот 25:23 «и рав (большой, заметим, а не старший) будет служить цаир (младшему, а не меньшему!)». Сравнивается несравнимое (как метр и килограмм). То есть БОЛЬШОЙ почему-то будет служить не МАЛЕНЬКОМУ, как было бы логично предположить. Далее в главе Ваэце 29:16 уже называются дочери Лавана, но удивительно «соответствующим» образом: Лея — гдола (большая), Рахель — ктана (маленькая)… НО тут же ниже 29:26 Лаван называет одну, Рахель (причем называя её первой!!!) цэира (младшей), а Лею — вообще непонятным для женщины словом — бэхора (женский род от слова «первенец»!).
1. Почему Тора именно таким образом сравнивает братьев и сестёр?
2. Что означает бэхор (первенец) — более-менее понятно. Но кто такая бэхора? Каков её статус? Мало того, у Лавана есть сыновья (однако, кажется, НИКОГО из них Тора вообще не упоминает по имени!). Тода раба.
Дмитрий, Луганск (Украина)
Уважаемый Дмитрий,
Вы абсолютно правы, в этом стихе (Толдойс 25:23) мы находим целый ряд проблем:
— Читается гойим («народы»), а написано геим («великие» или «гордые»).
— Слово гой неожиданно меняется на синоним леом.
— Вместо гадоль («большой») написано рав («многочисленный»).
Нужно было написать либо вэ-hа-рав йаавод эс hа-цаир, что означало бы «большой будет служить младшему», или наоборот, вэ-эс hа-рав йаавод hа-цаир, «младший будет служить большому». А из того, как там написано, вообще непонятно, кто кому будет служить.
Раши объясняет: написание геим «намекает» на то, что из обоих народов — потомков Якова и потомков Эйсава — выйдут великие люди.
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш (см. также комментарий Раши) объясняет, что слово леом говорит о том, что от близнецов произойдут не просто отдельные нации, а два народа, которые будут коренным образом отличаться друг от друга по характеру. Яаков — человек скромный, живущий по книге, стремящийся в первую очередь к духовному совершенству. Эйсав — живёт мечом, стремится к господству над другими людьми, духовность ему чужда.
Большую часть истории цаир, т.е. малочисленный Яаков, служит раву — великому Эйсаву. Но в конце дней выяснится, что на самом деле всё было устроено именно для великого не числом, а духом Якова. Получится, что на самом деле великий служил малому.
Что касается стиха 29:26 (ведь это то, что Вы имели в виду) — давайте вместо него рассмотрим стих 19:31, где Тора использует такие же слова, говоря о дочерях Лота.
На самом деле слово бхира просто означает «старшая». Авраам ибн-Эзра считает что бхор — это всегда самый старший, поэтому он говорит, что предыдущие дочери Лота родились от другой жены. А Рамбан считает, что это слово означает просто «тот, который старше». В любом случае, это слово не означает какой-то особенный статус. Например, если первый ребёнок рождается с помощью кесарева сечения, он не получает двойную долю и его не выкупают. Тем не менее, его тоже можно назвать бхор.
С уважением, Берл Набутовский
Слушайте: Яаков и Эсав
Ципора Харитан
Страшно: вдруг из-за моей замотанности дети будут неразвитые?
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Ашер Кушнир
Рав Натан Агрес
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Перед праздником Песах
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?