Темы: Йосеф, Пророчество, Египет, Яаков, Праотцы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Почему Иосиф, находясь в Египте, не использовал возможности проведать своего отца и братьев?
Шалом!
Нецив писал, что Йосеф понимал — нельзя мешать исполнению пророчеств, а сообщив отцу о себе, он мог помешать исполнению своих снов, приведших к его изгнанию из семьи. Это объяснение восходит к комментарию Рамбана, который писал о снах, однако Нецив добавляет важную деталь — пророку запрещено «сдерживать» свое пророчество, и Йосеф считал, что может оказаться виновным в этом, если воспрепятствует реализации своего сна-пророчества. Могли играть роль и практические соображения — ведь Йосеф не знал ничего о переживаниях своих братьев. Пока он не был убежден, что они отказались от намерения избавиться от него, он мог попросту опасаться контактов с семьей.
Кроме того, существует и такой аспект: Йосеф знал, что Яаков, отец его — пророк. Если Всевышний посчитал нужным скрыть от Яакова, что сын его жив, — то так тому и быть. Мы знаем от наших мудрецов, что Ицхак, например, плакал, видя горе своего сына, как сказано: «и плакал о нем отец его» (Берешит, 37:35). Однако он плакал именно о сыне, а не о внуке, так как ему пророчески было известно, что Йосеф жив. Тем не менее, он ничего не сказал об этом Яакову, понимая, что раз Сам Всевышний скрывает это от него, в этом есть какой-то смысл.
От нашего учителя, рава Ицхака Зильбера, благословенна память праведника, я слышал еще одно, очень важное, объяснение. Йосеф рассуждал так: предположим, он отправит письмо отцу — папа, я жив. Даже если он напишет там какое-нибудь правдоподобное объяснение своему исчезновению, скажем, меня схватили в дороге и увезли в Египет, Яаков созовет детей, покажет им письмо и попросит еще раз рассказать ту историю, которую они поведали ему после исчезновения Йосефа. По изменившимся лицам сыновей отец сразу поймет, что они солгали, и, соответственно, причастны к похищению младшего брата. Трудно точно представить себе, что произойдет затем, но ясно одно — прежних отношений в семье уже не будет… Как же братья будут учить Тору у отца и строить еврейский народ?
Общим знаменателем всех объяснений видится следующее соображение — если праведник не уверен, правильным будет что-либо сделать или нет, он не станет делать этого, как бы ему ни хотелось.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Реувен Пятигорский
Авраам, родился в 1948 году от Сотворения мира
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Реувен Пятигорский
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.