Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Когда допустима хитрость?

Темы: Яаков, Ложь, Тамар, Рут, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом!

У меня несколько вопросов. В чем смысл книги Руфь? О чем она? Почему события разворачиваются именно таким образом? И почему хитрость Руфь в толкованиях сравнивается с хитростью Тамар? Зачем нужна была здесь хитрость? Какова роль Нооми? В чем заключается хитрость Торы, в каких случаях она допустима?

Мария Смирнова, Красноярск, Россия

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Книга Рут повествует о великой человеческой душе, которая способна преодолеть любые преграды в поисках истины. Моавская принцесса, выйдя замуж за еврейского князя и вскоре овдовев, не желает вернуться во дворец к отцу. Вместо этого она всей душой прилепляется к своей обнищавшей свекрови и сопровождает ее в далекую и неизвестную Страну Израиля. Рут становится еврейкой и в конце выходит замуж за одного из духовных лидеров поколения, который заметил в ней необычайные душевные качества.

И Тамар, и Рут проявили удивительную скромность в поведении, с одной стороны, и инициативу, с другой. О скромности Тамар сообщает Талмуд (Мегила 10б) – она не показывала даже домашним своего лица, когда была замужем за сыновьями Йеуды, и именно поэтому он не узнал ее, когда встретил на улице. Рут же выделялась своей скромностью даже среди дочерей Израиля, поэтому Боаз и удивился, увидев ее. И обе они проявили очень большое желание присоединиться к еврейскому народу. Вряд ли их поступки можно назвать хитростью, они действовали исключительно во имя Небес. Тамар знала, что обычным путем ей не выйти замуж за третьего сына Йеуды, но она знала также, что душа первого ее мужа найдет покой, только когда она выйдет замуж за его родственника. Такой же хесед сделала Рут для души своего покойного мужа. Есть упоминание о том, что Рут несла в себе искру из души Тамар, да и сама книга Рут сравнивает ее с Тамар.

Хитрость, как нас научил праотец Яаков, допустима только как противодействие хитрецу, желающему обмануть тебя. С честными же людьми нельзя хитрить. Об этом говорил Псалмопевец – “С честным человеком будь прямым, а с хитрецом – изворачивайся” (Теилим 18:27).

Любопытный пример невинной “политики” мы видим в истории с пророком Натаном, который собирался обратить внимание царя Давида на его недостойного сына Адонияу, захватившего престол. А ведь Давид обещал, что сделает своим преемником Шломо. И пророк, отправляясь на беседу с царем, посылает впереди себя мать Шломо, Бат Шеву, чтобы прийти к Давиду во время разговора с женой как будто случайно.

Но гораздо больше примеров тому, что наши праотцы вели себя исключительно честно. Яаков, хоть и готовился противостоять обманывавшему его Лавану, работал на него днем и ночью, проявляя исключительную ответственность. Йосеф, в соответствии с комментарием рава Зильбера, не желал воспользоваться “государственным транспортом”, предоставленным в его распоряжение фараоном, как и подобало в его положении. Он воспользовался собственными колесницами, когда перевозил отца в Египет.

С уважением, Овадья Климовски

Читайте: Беседы о Торе

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его