Темы: Ваишлах, Яаков, Значение слов в Торе, Овадья Климовский, Ангел
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. У меня такой вопрос. Вот в Торе описана история как Иаков борется с Богом и побеждает Его, за что получает прозвище Израиль. Как понимается эта история? Неужели согласно Торе Иаков действительно боролся с Богом и победил Его? Поясните, пожалуйста. Спасибо.
Здравствуйте! Ваш вопрос требует глубокого и обстоятельного ообъяснения, не в рамках данной статьи. Но попробуем вкратце наметить линию ответа.
Слово «Элоим» понимается не только как имя Творца, но и как определение «имеющих силу». Поэтому судьи тоже именуются Торой в некоторых местах «элоим». Здесь же шла речь об ангеле. Они тоже называются «элоим». Отрывок, который Вы имеете в виду, повествует о противостоянии Яакова и ангела Эсава. Дело в том, что и Эсав, и Яаков знали, что одному из них быть первым в этом мире. Или первым будет Яаков, и тогда на земле будет торжествовать слово Творца, люди будут помнить о том, для чего живут… Духовность будет присутствовать в мире. А если главенствовать будет Эсав, то вся жизнь будет чисто материальная, места Всевышнему на земле не будет (в сознании людей). Яаков встретился ночью с ангелом Эсава и боролся с ним до утра. Понятно, что речь идет не о физическом противостоянии, а о духовном. В конце концов ангел сказал Яакову – ты победил и людей (Лавана, который тоже замышлял дурное против семьи Яакова – зерна еврейского народа) и ангелов. Помимо этого ангел признал законность получения Яаковом благословения Ицхака. Оно являлось залогом успешной реализации потенциала, заложенного в первородстве, которое, как помните, Яаков честно купил у Эсава. Несмотря на это, Эсав очень сердился на Яакова, что он завладел благословением отца. Теперь же сам ангел Эсава согласился с Яаковом, что благословение принадлежит ему по праву. На это намекает и новое имя, которое, как предсказывает ангел, Творец даст ему вскорости. «Исраэль» - ישראל в ивритском написании, в этом слове видно зашифрованное слово ישר (яшар) - прямой, честный. То есть, Яаков честно владеет благословением отца.
Напоследок ангел повредил Яакову бедро. Это - напоминание ему и всем его потомкам, что Эсав не отказывается от своей борьбы за власть над миром. Если «выходцы из бедра», то есть, переводя на наш язык с языка Торы, потомки Яакова, отойдут от своей миссии, ради которой получили благословение Ицхака, то Эсав придет и потребует свою долю! Прежде всего он попытается различными способами увести евреев от мысли о Всевышнем, чтобы они больше не несли ее в мир. Как мы видим, к сожалению, это часто удается современным наследникам Эсава. Однако винить надо самих себя. Если мы будем твердо держаться нашего наследия, миру Эсава не удастся одолеть нас ни духовно, ни физически.
Читайте:
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Мендель Агранович
Если подчиним свою волю Б-жьей, станем как ангелы. Зачем тогда нам дана свобода воли?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Реувен Куклин
Ведь они являются проявлением воли Творца.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?
Рав Овадья Климовский
Почему не во всех случаях одинаково? Что это означает?