Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Кроме запрета на лашон ара, также еще существует запрет на рeхилут. Выучивается этот запрет из того же источника как и запрет на лашон ара--¨Hе будь (буквально не ходи) сплетником среди народа своего (Ваикра, 19:16)¨. Слово рхилут обычно переводится как сплетни. Корень этого слова созвучен с словом рохел. Рохел--это мелкий торговец, который покупает товар в одном месте и перепродает его в другом. Точно так же и сплетник собирает информацию тут, а потом распостраняет ее там. Что в этом плохого? Опять же, речь не идет о лашон ара--информации, которая уроняет того, о котором рассказывают, в глазах слушателей. Рхилут--это распостранение информации, которая нарушает мир и добрососедские отношения между людьми.
Сефер аХинух (мицва 236) пишет: ¨нельзя сплетничать--если услышал как один человек плохо отзывается о другом, нельзя пойти к тому и сказать ему этот сказал про тебя вот это (у этого правила есть исключения, которые мы в будущем разберем). Один из корней этой заповеди--что Всевышний хочет чтобы было хорошо его созданиям и приказал им соблюдать мир между собой, а сплетни производят склоки и раздор.¨
Иначе говоря, рeхилут--это сообщение любой информации о человеке, которая приведет к ненависти или даже неприязни к нему. На первый взгляд, этот запрет очень тесно связан с лашон ара и даже более того, немыслим без лашон ара. Действительно, если рехилут это сообщать А, что про него сказал Б, в том случае если А из-за этого разозлится или возненавидит Б, то Б скорее всего не имел права этого говорить, иначе говоря--cказал лашон ара. Поэтому можно предположить, что рехилут--это сообщать одному человеку то, что другой человек сказал про него лашон ара. И тогда возникает вопрос--ведь говорить о другом человеке то, что он сказал лашон ара про кого-то--это тоже лашон ара! То есть, если я говорю А, что Б про него говорил лашон ара, то это лашон ара о Б, поскольку я утверждаю, что Б согрешил. А если это так, то зачем нужен отдельный запрет на сплетни?
Однако рехилут отличается от лашон ара тем, что даже сообщая о человеке что-то, что не является предосудительным, мы можем вызвать ненависть или даже просто неприязнь к нему со стороны других людей, и поэтому такую информацию распостранять нельзя. Вот несколько примеров:
Еще-не-царь Давид убегает от своего тестя, царя Шауля (Шмуэль 1, гл. 21-22). Давид голоден и безоружен. Давид прибегает в город Нов, где жили коэны и говорит Ахимелеху-коэнy, что он выполняет секретное задание Шауля и ему необходимы еда и оружие. Ахимелех дает Давиду хлеб и меч Голиата. За всем этим наблюдает Доег-аЭдоми, один из главных слуг Шауля. Когда Шауль узнает о том, что Давид бежал, Доэг докладывает Шаулю о том, что он видел. Шауль вызывает Ахимелеха и спрашивает его, почему тот помогает врагам царя. Ахимелех оправдывается, говоря, что он не знал о том, что Давид объявлен вне закона, и что у него не было никаких оснований не верить Давиду, который являлся зятем и самым почитаемым слугой царя. Конец истории очень печальный--Шауль не верит Ахимелеху и приказывает Доегу убить его и всех остальных коэнов живущих в Нове.
Это классический пример рехилута: Ахимелех действительно поступил правильно. Но Доег понимал, что Шауль не примет оправданий Ахимелеха и накажет его.
Спорт разъединяет
Рабинович, фанатичный болельщик Спартака, встречает на улице Борю Когана. Они разговаривают о том и этом, и Коган мимоходом сообщает Рабиновичу, что вчера он разговаривал с Гольдштейном, который был в очень хорошем настроение. Почему?--спрашивает Рабинович,--я вчера себя чувствовал отвратно, Спартак проиграл ЦСКА 4-0, так опозориться!
--Да,--говорит Коган,--но Гольдштейн-то всю жизнь болеет за ЦСКА!
После этого, Рабинович три дня не может заставить себя поздороваться с Гольдштейном.
Что здесь произошло? Лашон ара никакого нет. Для Рабиновича совершенно приемлемо болеть за какую-нибудь команду, и расстраиваться или радоваться за нее. Проблема в том, что Гольдштейн болеет за чужую команду, и за это Рабинович будет к нему испытывать неприязнь. Поэтому, хотя Коган лашон ара не сказал, рехилут здесь очевиден.
Рехилут в семье
Зинаида Михайловна жалуется дочке Розе на свою невестку Полину--мол, редко звонит, невнимательно относится к свекрови и так далее, не хочет поддерживать хорошие отношение с семьей мужа. Нет мама, ты неправа,--отвечает дочь--она ко мне очень хорошо относится. Вот недавно, на мой день рождения, никто меня не поздравил. Лена (сестра) и Саша (брат) через день позвонили, а Полина позвонила и поздравила. Зинаида Михайловна немного успокаивается, а потом звонит Лене и начинает ее укорять за то, что она уделяет мало внимание сестре.
Здесь тоже сама информация не лашон ара, но ведет к конфликтам. Каждый может себе представить или вспомнить жизненные ситуации, где лучше было бы не сболтнуть лишнего, промолчать, а из-за того, что этого не произошло, происходят очень тяжелые конфликты в семье.
Особенно сейчас, перед Тиша бАвом, нам нужно подумать о том, как наладить отношения между собой, и избегать поступков или слов, которые могут привести к ссорам и взаимной ненависти.
Теги не заданы