Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кабалат лашон а-ра — Запрет верить злословию — Введение

Отложить Отложено

 

 

До сих пор мы с вами обсуждали запрет на произнесение и распространение лашон а-ра. Однако, кроме запрета произносить лашон а-ра, существует ещё и запрет верить лашон а-ра — кабалат лашон а-ра (букв. «приятие лашон а-ра»).

 

Этот запрет наши мудрецы выводят из Шмот 23:1 — лo тиса шема шав, что приблизительно можно перевести как «не носи ложную информацию». Что именно означает это выражение, понять довольно трудно. Однако в Таргуме Ункелоса (переводе Торы на арамейский язык, составленный Ункелосом, современником рабби Акивы) эти слова звучат так: лo тэкабэл шма дэ-шкар — «Не принимай (за правду) ложную информацию». Талмуд (Песахим 113а) говорит, что этот запрет означает: судье нельзя слушать одного из истцов в отсутствие другого, а также — нельзя верить лашон а-ра. Таково же значение этого стиха и в Таргуме Йонатана бен-Узиэль (переводе Торы на арамейский язык, составленном р. Йонатаном бен-Узиэлем, учеником Гилеля) — лo тэкабэл милей шикра ми-гавра дэ-ейхаль курцин бэ-хаврэй — «Не принимай (за правду) лживые слова человека, который сплетничает (то есть говорит лашон а-ра) о своем друге».

 

Таким образом, этот стих говорит: если нам пришлось услышать лашон а-ра (кстати, есть еще и запрет слушать лашон а-ра, о котором мы потом поговорим), то запрещено верить, что сказанное является правдой.

 

В чем конкретно заключается запрет? Должны мы ли полагать, что все, что мы только что услышали, является стопроцентной ложью? Необязательно. Рабейну Йона пишет (Шаарей Тешува 3, 113):   запрет верить лашон а-ра нарушается только в том случае, если, поверив в услышанное, мы начнем презирать, потеряем уважение или будем испытывать неприязнь к тому, о ком идет речь. Иначе говоря, если я слышу рассказ, верю фактам, изложенным в нем, и из-за этого начинаю плохо думать о том человеке, о котором мне рассказали, то это — кабалат лашон а-ра. Приведем несколько примеров.

 

Зинаида Михайловна, разговаривая с дочерью Светланой, хвастается, что в прошлый раз, когда к ней приезжала ее другая дочь, Изабелла, пошла на рынок и купила Изабелле и ее детям два ящика фруктов. «Ай, мама, — отмахивается Светлана. — Да кому нужны твои фрукты, я потом сама видела, как Изабелла целый ящик этиx фруктов выбросила в мусор».

 

Как отреагирует Зинаида Михайловна на эти слова? «Ах, какую неблагодарную дочь я воспитала! Не ценит она мамин труд и мамины усилия! Как так можно, я работаю, стою в очереди на рынке, трачу время и деньги, а она?..»

 

Что здесь произошло? Кабалат лашон а-ра. Зинаида Михайловна поверила сообщению, в котором ее дочь предстаёт не в самом лучшем свете, и теперь будет худшего мнения о своей дочери. А, может быть, даже и поскандалит с ней потом (это уже будет кабалат рэхилyт).

 

В данном случае, чтобы избежать кабалат лашон а-ра, Зинаида Михайловна не должна была считать, что все, рассказанное Светой, — ложь. Достаточно было взять те же самые факты и истолковать их «не отрицательно». Например, Изабелла действительно выбросила ящик фруктов в мусор. Но, может быть, там внизу были гнилые фрукты, а я их не заметила, а потом все остальные фрукты тоже испортились. Или, может быть, она (шлимазл!) забыла вытащить их из машины, потому что была занята детьми (она же все-таки прекрасная мать), и фрукты испортились. Иначе говоря, можно верить, что факты, сообщаемые нам, на 100% верны, если не толковать их отрицательно и не менять к худшему наше мнение о другом человеке.

 

Однако бывают ситуации, когда единственный способ не нарушить запрет кабалат лашон а-ра — это не верить всей истории. Например, программисты Алекс и Влад работают вместе в одной компании. Алекса вызывает начальство и сообщает ему, что Влад выдал (за деньги) секретную технологию конкурентам. Если это правда, то нет никакой возможности оправдать поступок Влада и тогда он действительно сделал низость. Поэтому Алекс должен предположить, что это на 100% неправда и Влад невиновен.

 

На первый взгляд, запрет кабалат лашон а-ра — это уж слишком. Мало того, что говорить ничего нельзя, так еще и не верить! Ну что в этом такого страшного? Однако я думаю, каждый из нас может вспомнить историю (и не одну), в которой одному человеку сказали что-то нехорошее про другого и в результате были разбиты семьи и дружбы.

  

В заключение хотелось бы задать читателям следующий вопрос. Рамбам пишет (Законы поведения, гл. 7, закон 3): «Троих убивает лашон а-ра — говорящего, верящего и того, о ком говорят. И верящего — еще больше (йотер) чем говорящего».

 

Как объяснить, что тот, кто верит лашон а-ра, в какой-то мере хуже того, кто его произносит?

Теги не заданы