Из цикла «Истоки устного закона», темы: Еврейский закон, Талмуд, Заповеди, Хаим Шиммель, Постановления мудрецов
ЗАПРЕТ ДОБАВЛЯТЬ [1] К ТОРЕ
В книге Дварим (6:2) сказано: "Не прибавляйте к тому, что Я повелеваю вам, и не убавляйте от этого".
Это повеление порождает проблему. Неужели все постановления мудрецов не имеют законной силы? Однако в Талмуде сказано, что сама Письменная Тора обязывает мудрецов защищать, ограждать Б-жественные заповеди с помощью своих установлений [2] .
Следует, однако, разделять между добавлением к Б-жественным законам и созданием новой системы раввинских установлений. Для наглядности приведем такое сравнение. Если американцы захотят достроить знаменитый нью-йоркский небоскреб Эмпайр стейт билдинг, они не станут возводить рядом с ним еще один дом в сто два этажа, а увеличат высоту существующего здания. Точно так же поступают еврейские мудрецы: создавая систему раввинских установлений, они не прибавляют ничего к законам Торы, не добавляют, например, восьмой день к празднику Суккот и не требуют носить пять кистей цицит вместо четырех.
Два способа добавления к Торе
(а)
Однако мудрецы нарушили бы запрет добавлять к Торе, если хотели бы представить свои постановления как законы Торы или, возвращаясь к нашей аналогии, построили рядом с "Эмпайр стейт билдинг" такое же здание в сто два этажа и дали ему то же самое название. Тот добавляет к Б-жественным законам, кто представляет раввинские установления, как будто заповеданные Самим Творцом. Поэтому Рамбан [3] говорит, что запрет добавления к законам Б-га не нарушен, если "очевидно, что данные законы представляют собой ограду вокруг Торы, а не являются частью Торы". В том же духе высказывается и Рамбам [4] ; он пишет, что данный запрет соблюден, если мудрецы ясно и недвусмысленно заявляют, что их постановления относятся к раввинскому законодательству, и не представляют свои установления как законы Торы.
Короче, речь идет об ограничении, накладываемом на законодательную деятельность мудрецов: они не могут приписывать своим установлениям статус законов Торы.
(б)
Запрет "не прибавляйте (к законам Торы)...и не убавляйте (от них)" считался бы нарушенным, если бы мудрецы хотели продлить действие законов Торы, т.е. предписали выполнять некую заповедь не в то время, которое определяет Тора. Например, запрещено пребывать в сукке восемь дней, поскольку Тора предписывает находиться в ней только семь дней [5] . Нельзя также выполнять заповедь, умножая или уменьшая количество используемых предметов. В частности, нам запрещено привязывать к талиту пятую кисть цицит, поскольку Тора требует использовать только четыре кисти [6] .
Согласно мнению Рашбы [7] , эти дополнительные ограничения не распространялись на раввинские таканот и гзерот, призванные защищать Закон Торы [8] . Вот почему, к примеру, установление второго праздничного дня [9] совершенно легитимна.
Другие комментаторы [10] утверждают, что второй день праздника любом случае не нарушает запрета добавлять к законам Торы. По их словам, второй день изначально не рассматривался как добавочный к введенному Торой празднику, но предназначался для обеспечения праздника в предписанный Торой срок. И поэтому оба праздничных дня соблюдались с намерением праздновать йом тов в надлежащий день месяца.
[1] Дальнейшее обсуждение касается запрета прибавлять к заповеди Торы. Однако те же самые принципы относятся и к запрету убавлять от заповедей Торы.
[2] Йевамот 21а;
[3] *)Дварим 4:2;
[4] *)Мамрим 2:9. Раавад не согласен с этим мнением. См. также Ор самеах на это место и Сефер ахинух, заповедь 454;
[5] Рош ашана 28б;
[6] Сифри, Дварим 13:1, п.55, Санхедрин 88б. Йосеф Альбо пишет в упомянутой работе (3:14): "Тора предостерегает нас не от добавления к числу заповедей; она запрещает добавлять что-либо новое к способу выполнения заповедей";
[7] Раби Шломо бен Авраам Адерет, испанский талмудист XIII века;
[8] *)Рош ашана 16б;
[9] Здесь надо пояснить, что новый месяц объявляли после 29 или 30 дней – в обоих случаях счет велся от 1-го дня предыдущего месяца. Если Санхедрин в Иерусалиме получал в 30-й день свидетельство о появлении нового месяца, этот день объявлялся первым следующего месяца. Если новый месяц не был виден, первый день месяца объявляли назавтра. Жители отдаленных селений не знали, какой из двух дней является первым в новом месяце, пока не получали сообщение из Иерусалима. Поэтому, чтобы соблюсти йом тов в нужный день, им приходилось отмечать его в течение двух дней. Это касалось среди прочего и йом това, который выпадал на 15 число нового месяца, поскольку сообщение о новомесячьи шло в некоторые дальние районы больше пятнадцати дней;
[10] См. Раши, Эрувин 96а и Шилтей агиборим, Рош ашана 4
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.