Темы: Запреты, Мясное и молочное, Кашрут, Шхита, Яков Шуб, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПочему нельзя есть курицу с молоком? Сказано, нельзя есть мясное с молочным. А какое именно мясное? Ведь существует много разновидностей мяса: парнокопытные, рыба, птица, насекомые. Т.д. Как звучит запрет: «Не вари теленка в молоке его матери». Отсюда следует, что мясо животного, которое нельзя есть с молоком, — это то животное, которое дает молоко. Если так, тогда причем тут курица?
Большое спасибо за Ваш интересный вопрос. Прежде, чем перейдем непосредственно к ответу на него, попробуем вкратце разобрать суть запрета есть мясное с молочным. Безусловно, этот запрет кардинально отличается от обычных законов запрещённой пищи. Основное отличие состоит в том, что сами по себе и мясо, и молоко разрешены в пищу и только их смесь считается запрещенной.
Существует несколько объяснений запрета употребления мясного с молочным:
— некоторые считают, что жестоко и бессердечно употреблять мясо детеныша, сваренного в молоке его матери, поэтому Тора запретила употребление мяса с молоком, даже если это не молоко его матери (Рашбам, комментарий к Шмот 23:19; Рамбан, комментарий к Дварим 14:21);
— другие считают, что употребление мясного с молочным запрещено, поскольку это вредно для духовного здоровья (Рабейну Бехайя, Шмот 23:19);
— Рамбам (Морэ Нэвухим 3:48) полагает, что цель запрета — оградить евреев от идолопоклонства, от общения с язычниками, поскольку у язычников был обычай есть мясное с молочным на праздники.
— в каббалистических источниках (Зоар, Мишпатим 125а) можно найти еще одно объяснение: мясо представляет собой гевура (проявление качества суда и справедливости), а молоко — хесед (проявление качества милосердия), поэтому не следует смешивать противоположности.
Безусловно, приведенные объяснения не раскрывают полностью истинную причину запрета, поскольку на самом деле эта заповедь — хок, т.е. закон, который необходимо выполнять только потому, что так заповедал Всевышний, даже если мы не понимаем, почему. Как сказано в трактате Ган Эден (Оцер мидрашим, стр.59), истинную причину запрета есть мясное с молочным мы узнаем только после прихода Машиаха.
Эта заповедь упоминается вТоре в трех местах: (Шмот 23:19; Шмот 34:26; Дварим 14:21). Обычно на русский язык ее переводят как: «Не вари козленка в молоке его матери». Чтобы получить представление об истинном значении запрета, нам не обойтись без Устной Торы. Гемара Хулин (113—116) детально разбирает, почему заповедь упоминается в Торе трижды, а также специфическое употребление именно данных слов. Приведем несколько выводов, к которым приходит Гемара. Во-первых, перевод, приведенный выше, не совсем точный, поскольку слово гди, употребленное в Торе, означает любого детеныша, который питается молоком матери, а не только козленка. Во-вторых, имеется в виду не только молоко «матери», но и молоко животных других кошерных видов. В-третьих, трехкратное повторение заповеди говорит о том, что запрещено не только варить мясное и молочное вместе, но и употреблять эту смесь в пищу, и извлекать выгоду из нее.
Теперь перейдем непосредственно к Вашему вопросу об употреблении в пищу мяса птицы с молоком. На самом деле этот вопрос так же детально разбирается в той же Гемаре. Там приводятся три различных мнения о запрете употребления мяса птицы с молоком:
— некоторые считают, что запрет Торы употреблять мясо с молочными продуктами относится не только к мясу домашних кошерных животных, но и диких кошерных животных, а также к мясу кошерной птицы. Свое мнение они основывают на том, что запрет употребления мясного с молочным в Торе соседствует с запретом употребления нэвела (мяса животного, которое не было зарезано кошерным способом). Поэтому, раз запрет нэвела относится и к мясу кошерных диких животных и птицы, значит, их мясо также запрещено употреблять с молочными продуктами (Тана кама мишны 113а, по мнению Тосафот).
— другие полагают, что запрет употребления мяса птицы с молоком — не запрет Торы, а только постановление мудрецов. По их мнению, в Торе слово гди — «козленок» (см. выше более точный перевод) — употреблено три раза, чтобы запрет Торы не распространялся на мясо тех животных, которые не подобны гди: во-первых, на мясо детенышей диких кошерных животных, во-вторых, птенцов, в-третьих, на мясо детенышей некошерных животных (Раби Акива, Мишна 113а).
— третьи считают, что вообще нет запрета употреблять мясо птицы с молоком. По их мнению, Тора запрещает варить мясо именно в «молоке матери», чтобы исключить те виды, у которых матери не вскармливают детенышей молоком, т.е. птицу (Раби Йоси а-Глили, Мишна 113а).
Подавляющее большинство ришоним (ранних комментаторов) принимают второе мнение, а именно: запрет употребления мяса птицы с молоком — постановление мудрецов (Риф, Рамбам, Рош, Тур и др.). Так говорит и основной свод еврейских законов — Шулхан Арух (Йорэ Дэа 87:3).
Почему же мудрецы сочли необходимым расширить запрет Торы и распространить его на мясо птицы? Во-первых, поскольку, как было сказано выше, кошерные мясо и молоко являются по отдельности продуктами разрешёнными и, составляя важную часть рациона, имеются в любом доме, мудрецы опасались, что, если не принять дополнительных мер, вероятность нарушений будет очень высока. Чтобы оградить людей от случайного нарушения законов Торы, мудрецы приняли ряд постановлений об отделении мясного от молочного. Одним из таких постановлений и является запрет употребления мяса птицы с молоком. Во-вторых: мы можем сказать, что по вкусу и виду мясо птицы отличается от мяса животного; но мудрецы видели, что они похожи и сходство это достаточно велико, ошибка возможна. Поэтому необходимо оградить людей от случайного нарушения законов Торы. Моменты сходства:
— как животное, так и птицу перед употреблением следует зарезать определенным способом (шхита);
— как животное, так и птица разрешены в пищу, только если они здоровы, не имеют дефектов и у них целы все органы;
— как мясо животного, так и мясо птицы перед употреблением должно быть высолено определенным образом.
Как было сказано, запрещено варить мясо кошерных домашних животных с молоком, употреблять эту смесь в пищу и извлекать из неё выгоду. Что касается мяса птицы, мудрецы запретили только есть его с молоком. Варить мясо птицы в молоке, а затем использовать эту смесь в любых целях, кроме пищи, не запрещено. Однако для того, чтобы можно было сварить мясо птицы с молоком, необходимо, чтобы всем было ясно: варят именно мясо птицы, а не мясо кошерного домашнего животного. Также должно быть ясно, что варят не для еды, а для других целей.
Итак, чтобы понять суть запрета есть мясо птицы с молоком, нам пришлось обратиться к двум основополагающим принципам еврейского закона. Во-первых: существует Устная Тора, которая даёт нам истинное представление о том, что сказано в Торе Письменной. Во-вторых, Тора дала право мудрецам устанавливать особые законы, цель которых — возвести «ограду вокруг Торы», чтобы таким образом предотвратить нарушение ее законов.
С уважением, Яков Шуб
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Кашрут. Введение. Материалы к видеурокам по кашруту
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Мясо, попавшее в молоко
Рав Яков Шуб
Каков обычай праведных?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Постановления мудрецов
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смесь мясного и молочного
Рав Реувен Куклин
Что говорит Галаха и Талмуд по этому поводу?
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Можно ли варить на некашерной плите? Как можно откашеровать духовку?
Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Не вари козленка в молоке его матери»
Материалы к видеурокам по кашруту. Смешение мясного и молочного
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Если двое обедают за одним столом, можно ли подать одному мясное, а другому - молочное?
Рав Элиэзер Вольф,
из цикла «Кашрут в некашерном мире»
Следует ли иметь отдельные посудомоечные машины для мясной и молочной посуды?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?