Темы: Суббота, Миква, Яков Шуб, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый вечер! Возможно, задам глупый вопрос, но всё же — можно ли мыться в Шаббат?
Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, невозможно однозначно ответить на Ваш вопрос. Ответ на него зависит, во-первых, от того, какой водой собираются мыться, во-вторых, от того, собираются мыть все тело или только отдельные части, см. ниже.
Попробуем вкратце разобрать этот вопрос. В Гемаре (Шабат 39 б) сказано, что в субботу запрещено мыться горячей водой. Это постановление мудрецов. В чем причина запрета? Раньше, как известно, в обычных домах не было возможности мыться горячей водой, для этого посещали бани. К сожалению, некоторые банщики оказались людьми не совсем честными и не устояли перед соблазном легкой наживы. Они нагревали воду в субботу, нарушая при этом как запрет разжигания огня, так и запрет варки, а посетителям говорили, что вода была нагрета еще до субботы. Когда мудрецы узнали об этом, они вообще запретили мыться в субботу горячей водой независимо от того, когда она была нагрета, — чтобы люди не нагревали воду в субботу запрещенным способом.
Следует отметить: данное постановление имеет определенные рамки:
1. Водой, которая была нагрета В СУББОТУ (даже если ее нагрели разрешенным способом), вообще запрещено мыться.
2. Водой, которая была нагрета разрешенным способом ДО СУББОТЫ, запрещено мыть все тело или бОльшую его часть.
3. Хотя запрещено мыться только горячей водой, галахические авторитеты говорят, что не принято мыть все тело и в холодной воде, чтобы не нарушить запрет выжимания (не выжать волосы) или переноса (воды, которая осталась на теле) из одного владения в другое (Мишна Брура 326:21). По этой причине в субботу не принято принимать душ, ванну или плавать в бассейне, даже если вода там холодная.
4. Кроме того, существует отдельный запрет плавать в естественных водоемах или в бассейне, который находится в общественном владении, т.к. существует опасение, что человек начнет, забывшись, изготовлять приспособление для плавания (Шулхан Арух 339:2, Мишна Брура 339:4).
Из всего сказанного следует: холодной водой или водой, нагретой до субботы, разрешено вымыть руки, ноги, лицо или другие части тела так, чтобы в совокупности это составляло меньшую часть тела человека(Шулхан Арух, Рамо 326:1). При этом следует остерегаться нарушить запрет выжимать волосы. Поэтому места, где волосы растут густым покровом (голова, усы, борода, подмышки, пах), следует либо легко промокнуть полотенцем, либо вообще не вытирать (Орхот Шабат 13:51).
Принято, что женщина, которой необходимо окунуться в микву в субботу, окунается, как обычно, в теплую воду. Вытираясь, надо остерегаться нарушить запрет выжимать волосы, см. выше (Орхот Шабат 21, прим.30).
Что касается окунания мужчин в микву в субботу, здесь существуют различные обычаи, поэтому следует поступать в соответствии с обычаем, принятым в Вашей общине.
С уважением, Яков Шуб
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Натан Агрес
Рав Мендель Агранович
Дайте общие критерии и перечень
Рав Бенцион Зильбер
А в бассейне?
Рав Арье Каплан
Как выглядит миква и как она устроена?
Рав Яков Шуб
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его