Из цикла «Знание веры», темы: Исправление, Б-г, Цель творения, Душа, РАМХАЛЬ, Будущий мир, Рав Эуд Авицедек
Мудрецы наши, благословенна их память, указали нам, что мир будет существовать шесть тысяч лет, а в седьмом тысячелетии будет разрушен, и затем Всевышний обновит его (Сангедрин 97б). И в том же трактате (92а) сказали мудрецы о седьмом тысячелетии: «Что будет с праведниками? Всевышний сделает им крылья, и они воспарят над водами», как сказано у пророка (Йешаягу 40:31): «Стремящиеся к Всевышнему обновят силы». Из простого смысла всего сказанного вытекает, что существует три периода времени: шесть тысяч лет; седьмое тысячелетие; обновление мира. Шесть тысяч лет мир остается таким, какой он есть сейчас. В седьмом тысячелетии мир еще не будет обновлен, а праведники будут в том виде, в котором они будут воскрешены, только крылья добавит им Всевышний. В период обновления мира Всевышний обновит его совершенно. В мире, который мы видим, вся власть принадлежит телу, как хозяину в доме, поскольку именно наш мир — место для тела. В седьмом тысячелетии праведники воспарят над землей, и тело окажется за пределами своего обычного местопребывания, как человек, покинувший свое место, и как гость, остановившийся на ночлег. Тогда у тела не останется власти, кроме той, которая была у тела Моше, когда он поднялся на гору и, покинув землю, не следовал обычаям, принятым на земле. И назвали мудрецы седьмое тысячелетие «День, который весь — суббота и отдых для вечной жизни» (Сангедрин 97а), поскольку в это время человек освобождается от всякой физической деятельности 188, сама суть которой — обыденность. Однако тело не теряет реальности своего существования до обновления мира. Период от обновления мира и далее — это то, о чем сказано (Эрувин 22а): «Назавтра — получение награды». Теперь нет нужды во власти тела, т.к. оно необходимо только для служения в соответствующий период времени и существует как нечто второстепенное по отношению к душе, для того, чтобы наслаждаться добром вовеки веков.
Приведем вкратце его слова, объяснение этих периодов, о которых говорил Рамхаль. Первое исправление — исправление творения мира, исправление порядка целостности. Второе исправление, которое будет в дни Машиаха и на протяжении четырех Тысяч лет после Шести — седьмое Тысячелетия (разрушения мир), а затем восьмое, девятое и десятое — исправление тайны целостности. А третье, последнее исправление, после всех Десяти тысячелетий мы называем исправлением тайны Единства.
Первое исправление — исправление творения мира в все исправления, происходящие после греха Древа Познания до времен Машиаха — заключается в том, что поднимаются и отбираются искры святости и обломки сосудов из их падения и погружения в глубины клипот мира Безвидности (тоху), и они поднимаются и исправляются…
Это исправления, происходящие посредством Торы и заповедей, а также использования материального мира праведником для служения Всевышнему, что поднимает все существующие — это и есть их «воскрешение мертвых».
Дело в том, что на самом деле воскрешение мертвых происходит постоянно, в каждое мгновение, в искрах и обломках сосудов… Они поднимаются в реальности всех миров и выстраивание всех миров происходит только из них. Это то, что мы видим и в материальном мире, что постоянно происходят новые действия во всех частях мироздания и исправляются для потребностей человека. Нет ни одной минуты, когда не изобретались бы новые действия и приборы в человеческой деятельности, а также в самой природе. Мир постоянно развивается, и все это для нужд человека, и тем самым все объекты возвышаются, ибо связаны с человеком, венцом творения, и это их жизнь и возвышение. Это происходит в каждом мире.
А второе исправление, которое начнется от дней Машиаха и далее, мы называем тайной целостности и обобщения, поскольку первое исправление, в котором все части реальности включаются одна в другую, это происходит только в их качестве и внутренней сути, но в количестве, то есть внешнем, они, наоборот разделены во всех своих аспектах. Мы говорили об этом, обсуждая предыдущую основу.
А затем, с Десятого тысячелетия и далее, начнется третье исправление, тайна скрытого Единства, и это последнее исправление, в мирах Эйн Соф… Тогда дойдет до тайны страшного и скрытого Единства, ибо оно выше всех раскрытий… Это последнее, третье исправление, которое было замыслом Эманирующего во всех Его раскрытиях в Ацилуте и во всем творении мира…
«Все это, как будет и что будет, сейчас скрыто даже от самых высших эманированных существ, ведь сейчас оно находится в категории окружающего света Эйн Соф, который выше и скрыт даже от категорий кав и цимцум, и поэтому мы называем его тайной скрытого единства, так как сейчас она скрыта от всех, но в последнем пределе, когда распространение света вернется как было ранее, оно весьма раскроется, ибо тогда будет только Его раскрытие и свет, а все, что ниже, — будет все включено в него, и засветит и раскроется.
Тогда будет исполнен замысел Всевышнего во всей реальности, в том что возвышение реальности достигнет самого света Его единства без всякого экрана и скрытия, и Он один будет царствовать надо всем, и пойми это. А Он, благословенно имя Его, простит нам наши слова (столь открытые и явные), ибо все наше намерение — только ради Его имени и Его Торы, ибо в этом Его воля в святой Торе, которую дал нам, объяснять и толковать цель Его раскрытий и действий, как все выходит, обретает бытие и происходит только от Него, и как все зависят всегда только от Него, и как все в конце концов вернется только к Нему Самому».
Ибо только в этом целевой замысел всей реальности, что все вернутся к Нему, и глубоко разобрал этот вопрос Рамбам в «Путеводителе заблудших».
«Уже объяснялось в мудрости естествознания, четыре причины у всего, что есть причина: материя, форма, действующий и цель, и некоторые причины близкие, а некоторые далекие, и каждая из этих четырех называется причиной. И их (философов) мнение, с которым я не буду спорить, что Бог есть действующий, и Он — форма, и Он — цель» (Рамбам, Путеводитель).
«Из веры в сотворение мира следует, что в Его воле было дать существование всему, и не было вынужденности и обязательности в существовании реальности. Наоборот, на самом деле нет ничего, кроме Него, и если мы будем спрашивать о цели всего существующего, окончательным и последним ответом будет: “воля Всевышнего”. Выходит, таким образом, что Он — конечная цель всего» (там же).
Вера в сотворение мира обязывает, что вечность существования мироздания заключается в том, что оно вернется к своему Единому Корню.
«В этом также смысл Его речения “все сделал Господь ради Себя”, и “все называющееся Моим именем и для Моей славы я сотворил, создал и также сделал” — это говорит о том, что все действие, которое можно отнести ко Мне, я сделал ради Своей воли, и никак иначе» (там же).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»