Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мудрецы, обладая духом святости, знали о духовном наполнении и корне мироздания. Они постигли суть понятия времени и корень семи дней. Они раскрыли нам лишь малую часть этих глубин, но это замечательные знания, возвышающие того, кто удостоился их услышать.

«Иди и смотри. Высшая тайна этой вещи, все эти шесть дней объединяются в тайне одной святой точки. И есть другие дни, которые стоят вовне, в иной стороне. И есть другие дни, которые стоят в святом круге и объединяются в святой точке. И святой Израиль, и все те, кто занимаются святостью каждый день недели, соединяют эти шесть дней с теми шестью днями внутри, которые соединяются с той точкой, чтобы сохранить ее, и все эти шесть дней недели относятся к той скрытой точке. Когда приходит суббота, уходит та точка и венчается и объединяется наверху, и все скрываются в ней. Иди и смотри. Есть дни и есть дни. Будничные дни, как мы учили, и они стоят вовне, для язычников. Дни субботы — это дни недели, стоящие для Израиля. И когда поднимается та точка, все прячется, и она поднимается. И когда поднимается, называется субботой» (Зоар 204).

Мудрецы, обладая духом святости, знали о духовном наполнении и корне мироздания. Они постигли суть понятия времени и корень семи дней. Они раскрыли нам лишь малую часть этих глубин, но это замечательные знания, возвышающие того, кто удостоился их услышать.

Мы уже говорили о двух видах дней: дни в простом смысле слова, и духовные корни этих дней — свечения, качества управления миром. Здесь же Мудрецы открывают нам еще один вид дней. В этом раскрытии заложено указание на то, что человек способен изменить реальность времени — сущность дней, в которых он живет. Но прежде чем разъяснить эти виды дней, мы должны осмыслить следующее предисловие.

«Б-г сделал человека прямым» (Коэлет 7:29)

«После того, как был сотворен Первый человек, и начал действовать силой свободы выбора, тогда было установлено управление Провидения, посредством которого Всевышний может отменить законы природы и управлять миром в ту или другую сторону в соответствии с деяниями людей по закону награды и наказания… И тогда Он добавил имя Авайе к имени Элоким, ведь имя Авайе указывает на второе управление, выходящее за рамки законов природы» (Мальбим).

В отличие от других созданий, управление которыми равномерно, закругленно и «природно», управление человеком происходит в соответствии с прямотой его деяний. Это индивидуальное провидение, исключительное для человека. Человека судят каждый час: «По мгновениям испытываешь Ты его». Более того: Творец передал в его управление все системы мироздания. Своими действиями, речью и мыслями человек приводит мир к лучшему или к худшему. Он приближает мироздание к свету Лика Всевышнего, чтобы получить изобилие Его блага, или, наоборот, отдаляет от Него. На человека возложена задача привести мир к полному исправлению. Все это заложено в сущности «образа Б-га» в человеке.

Именно на это намекают нам Мудрецы в мидраше Берешит раба (11:1): «“Ибо в этот [день] (Шаббат) Он прекратил всякую Свою работу” — работу над Своим миром прекратил, но не прекратил ни работу злодеев, ни работу праведников, но действует с этими и с теми». Прекращение работы указывает на совершенство мироздания. Однако есть аспект реальности, в котором не были завершены Его действия. Его Он отдал на откуп человеку, и человек силой своего выбора должен привести мир к совершенству, но способен и разрушить его. Мальбим продолжает объяснение:

«Другими словами, “прекратил всякую Свою работу” — работу над природой, то есть воздержался от всяких новых деяний в ней. Однако управление Провидением, которое управляет в соответствии с действиями человека и назначает ему награду и наказание, — не прекратил. Ибо сказал Он, что отныне начинается управление Провидения, в соответствии с деяниями обитателей нижнего мира… Таким образом, Природное управление осталось установленным на шесть будних дней, а управление Провидения — на день Субботы, ибо каждое из них пробуждается в тот день, в который было сотворено».

Нам известно, что цель раскрытия Имен и путей Всевышнего — они же корни всех этих дней — состоит в том, чтобы Он был постижим для созданий. Имя Авайе есть «источник всех Имен, ибо все они эманированы от него». Оно указывает на само бытие, на то, что Всевышний доступен для сотворенных. В это Имя заложена вся воля Всевышнего по отношению к миру и к человеку. Суббота — это день, в который раскрывается это Имя — полное и совершенное раскрытие воли Творца. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя, которое совершенно со всех сторон» (Зоар).

А в будние дни властвуют остальные имена, управление этих дней происходит в соответствии с природным процессом, корень которого — в имени Элоким, раскрывшимся при сотворении мира. Это — «круговое» управление, процессы которого постоянны. Имя Авайе является корнем качества Милосердия; это качество, цель и сущность которого — отношение и связь между Творцом и Его творениями. Поэтому в свечении этого Имени заложено управление «Провидения, выходящего за рамки природы». Суббота есть центральная точка; она выражает сияние этого святого Имени, и посылает свои лучи — влияние — на шесть будних дней.

Первые буквы стиха: «…день шестой. И закончены были небо и земля и все воинство их» образуют Имя Всевышнего, Имя Авайе: יום השישי. ויכלו השמים והארץ. Полное Имя — на исполненный мир.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше