Из цикла «Знание веры», темы: Ашгаха пратит, Чудеса, Рамбам, Вера и упование, 13 основ веры, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
Чудеса явные и скрытые
Каждый, кто отрицает Провидение, начинает с отрицания чудес.
Чудеса прорывают скрытие естественного управления природы, они свидетельствуют об отношении близости от Творца. Явление чуда есть демонстрация воли Всевышнего без завес природы. Поэтому чудо, несмотря на его публичность, требует определенной скромности. Как пишет сефер аХинух: «Известно среди нас и у всех мудрецов, что великие чудеса, которые производит Бог с людьми по Его великой милости — делает их скрытно, и они кажутся как будто природными явлениями или близко к тому, ибо даже о чуде рассечения Красного моря сказано: “и повел Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и превратил море в сушу, и расступились воды”. А разумеющие поймут, что это скрытие связано с возвышенностью Господина и низменностью получающих».
Скрытые чудеса
Цель раскрытия чудес — чтобы человек обрел истинный взгляд на природное управление: «» (Рамбан, там же).
«Ибо нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше»… Такое утверждение Рамбана свидетельствует, что данное знание относится к основам веры, это вера в индивидуальное провидение, и в особое провидение над народом Израиля.
Эта основа, которую Рамбан подробно разъясняет в нескольких местах, присутствует также у Рамбама: «…и поэтому сказали: нет судьбы у Израиля, имеется в виду, что их положительные и отрицательные события происходят с ними не по естественным причинам… но зависит от их служения или бунта» (Рамбам, Послание о воскресении мертвых).
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской
Это первые речения, в которых Творец дал узнать Себя народу: «ибо их исход оттуда указывает на существование и на волю, ибо по знанию и провидению от Него мы вышли оттуда» (Рамбан). Мы объясняли этот вопрос выше, но здесь открывается дополнительная глубина — исход из Египта послужил началом нового пути в управлении мирозданием: сама природа стала подчинена управлению Торы. Это верно относительно судьбы всего народа и каждого индивидуума. Речь идет об управлении через «скрытые чудеса», как подробно объясняет Рамбан в своем толковании данного принципа:
«Когда мы исследуем вопрос как следует, мы видим, что нет у человека доли в Торе нашего учителя Моше, пока он не поверит, что все, что случается и происходит с нами — чудо, нет в этом природы и естественного хода событий, ведь все обетования Торы — чудеса и знамения…» (Торат аШем тмима). В природе нет зависимости между нашим поведением и естественными явлениями, такими как дождь, болезни или долголетие. И если Тора обещает нам награду и наказание в материальном мире, то такая награда есть скрытое чудо, нарушение естественного хода событий. Такое управление требует индивидуального провидения над каждым действием, словом и мыслью индивидуума и общества. Это индивидуальное провидение над человеком — обладателем свободы выбора. Но более того, данное понимание срывает завесу природы с бытия. Все, происходящее в реальности, есть ответ на деяния людей, и никакой другой закономерности не существует. Так раскрывается мощь индивидуального провидения, подчиняющего природу, чтобы действовать в соответствии с этим управлением.
Без веры человек ходит во тьме. Мир скрытия, в котором властвуют законы природы и все происходит по воле случая. Он страшится будущего и не может смириться со своим прошлым. Для верующего — мир безопасен, он не подвластен случаю, каждая деталь его жизни предусмотрена Свыше. Он уверен, что соблюдая Тору, он возвышен над случайностями.
«Общий принцип — обетования Торы, относящиеся к общине, к добру ли они или ко злу — все они постоянно происходящие чудеса и знамения, и поэтому Бог перечислил их в Торе, и потому говорит Писание: “…и будут тебе знаком и знамением, и потомству твоему до века”, и написано: “…и увидят все народы земли, что имя Господа называется на тебе, и убоятся тебя”» (там же).
Рамбан имеет в виду то, что он объяснил в конце проповеди: «В этом-то и состоит причина, почему наш учитель Моше не записал в Торе награду за исполнение заповедей как воздаяние в Грядущем мире, ибо это естественная вещь, так как трансцендентные разумы не подвержены смерти, а подробно описал блага нашего мира в награду за заповеди, ибо они — чудеса и знамения…» Тот факт, что наши заповеди влияют на материальный мир, что в заслугу соблюдения евреями Торы идет дождь, а если они не отделяют десятину — происходит засуха, есть чудо, отход от естественного хода событий.
Такое знание — основа жизни верующего и его отношение к Творцу при обращении к Нему. Ведь если все детерминировано законами природы, то нет места для какой-либо молитвы или просьбы, обращенной к Творцу: «Вкратце можно сказать, поскольку никогда не молился человек Всевышнему, чтобы дал Он ему благо или избавил от зла, и не проклинал своего врага именем Б-га, если не верил во все эти чудеса, как я сказал: что изменением природы мира все происходит, и никак иначе» (там же).
Так писал и Рамбам, объясняя заповедь поста во время бедствия: «Повелительная заповедь Торы — возопить и трубить в трубы обо всяком бедствии, что придет на общество, как сказано (Бамидбар 10): “Когда пойдете на войну на притеснителя, притесняющего вас, трубите в трубы”». Имеется в виду — по-поводу каждого бедствия, например засухи, мора и саранчи и т.п. — возопите о них и трубите. Это относится к путям раскаяния — во время бедствия возопить о нем и трубить, чтобы все знали, что из-за их плохих деяний пришло на них зло… И тем самым они устранят от себя бедствие.
Но если они не возопят и не вострубят, а скажут, что это случилось с нами по природе вещей, и бедствие это — случайно, то это путь жестокости, и он приведет их к тому, что они привяжутся к своим плохим деяниям, и постигнут их бедствие за бедствием. Об этом написано в Торе (Ваикра 26): «והלכתם עמי בקרי — והלכתי עמכם בחמת קרי»: когда Я приведу на все бедствие, чтобы вы раскаялись, то если вы скажете, что это случайность (קרי), я добавлю вам ярости этого «случая» (Законы постов, 1:1-3).
Сама по себе вера, что Провидение привело нам бедствие, и это — следствие нашего греха, является средством защиты от него: «И тем самым они устранят от себя бедствие». Отрицание Провидения, отнесение бедствия к случаю и естественному ходу событий, приводит к дополнительным бедствиям: «и добавит бедствие другие бедствия». В этом основной смысл пророческого назидания о награде народа за соблюдение заповедей и о возмездии за их нарушение в главе Бехукотай (Ваикра 26:3).
Я Господь, Бог твой
Рамбан объяснил, что исход из Египта указывает на Провидение. Мы также указали, что при исходе из Египта возникло новое Управление, суть которого — подчинение природы Торе. Такова конечная точка веры в Единство Творца: что Вездесущий есть хозяин всех сил, Он дает им существование и энергию во всякий момент и изменяет их по Своей воле в любое мгновение, управляя таким образом этими «скрытыми чудесами»: «Я Господь (Авайе), Бог твой». Это имя, Авайе, которое не было открыто праотцам, то есть им не было показано это управление. Оно было открыто обществу Израиля на горе Синай, где была основана их вера в то, что Дающий существование всему бытию управляет ими через законы природы, путем скрытых чудес. В этом и заключается свидетельство Израиля: «Господь (Авайе) — наш Б-г».
Взгляд верующего на индивидуальное провидение таков: каждая деталь его жизни усыпана постоянным отношением между ним и Творцом, провидение Всевышнего сопровождает его каждое мгновение жизни, случайностей вообще не бывает и все происходит по промыслу Божию.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.