Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш

О чём беседовать с нерелигиозным человеком, интересующимся иудаизмом?

Темы: Эмоции, Тшува, Психология, Помощь, Чувства и разум, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста: нерелигиозный человек интересуется Богом и иудаизмом, при этом совершенно не знает о Танахе. С чего лучше начать диалог? С какой темы? Или с конкретной истории. Как лучше донести основы и суть нашей религии?

Понимаю, что мой вопрос, возможно, не совсем корректный. Что каждому человеку интересно что-то определённое и нужно чувствовать, когда он увлечённо слушает.

Часто оказываюсь в ситуации, когда знакомые начинают интересоваться иудаизмом. И я переживаю, что начинаю так возбужденно обсуждать эту тему, что не доношу самое главное, а распыляюсь на какие-то детали. N.

P.S.: От всей души огромное спасибо вашему сайту! Всем, кто работает, и всем пользователям. Благослови Господь всех вас!

Каждый день захожу, с огромным интересом читаю, слушаю лекции, узнаю для себя много нового, нахожу ответы на свои вопросы и приближаюсь ко Всевышнему.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Спасибо, что обратились к нам, и спасибо за теплые слова!

Ваш вопрос — как заинтересовать человека, который спрашивает об иудаизме. Или: как правильно «керувить», т.е. приближать к вере людей, от нее далеких. Вопрос важный, ведь помочь еврею вернуться к своей Традиции — одно из самых добрых дел, которые только можно для него сделать.

Конечно, всем нам, соблюдающим, и особенно тем, кто сам пришел к вере, — баалей тшува, хочется поделиться своей находкой, осчастливить и просветить всех и каждого.

Но, кажется, есть тут некоторая путаница: многие думают, что приблизить «заблудшего» — это значит: обучить его законам Торы, т.е. предоставить информацию. К сожалению, всё совсем не так просто. Обо всех законах и обычаях иудаизма сегодня можно узнать из книг и сети. Любая информация доступна, тем не менее, число тех, кто вернулся к корням, к Торе и мицвот (заповедям, данным евреям), только читая статьи и слушая лекции, — ничтожно мало.

Кажется, что главная сложность на пути тшувы («раскаяния», возвращения к своему еврейству) заключается совсем в другом. Важно понимать, что возвращение к иудаизму — это процесс работы человека над самим собой. Процесс поиска и изменений, пересмотра взглядов, принятие другой реальности. Это длинный и непростой маршрут, который каждый должен пройти сам. Естественно, ему нелегко, особенно в начале. Ведь он совсем один стоит перед чем-то абсолютно незнакомым ему, боится, не верит, опасается подвоха.

То, чего ему действительно не хватает, — это не информация, а мотивация. У человека должно быть желание искать и силы двигаться дальше. Но любая мотивация пропадет без поддержки и заботы со стороны других. И это — то единственное, что мы можем и должны сделать: поддержать. Если никто не поддержит человека на этом пути, его интерес к Традиции очень быстро сойдет на нет.

Возможно, не все со мной согласятся, но я убежден и видел это не раз на конкретных примерах, что вкусная еда, теплая домашняя атмосфера и, главное, небезразличие к человеку, участие — это то, что приближает людей лучше любых разговоров о Б-ге. Ведь человек всегда идет туда, где ему комфортно, где его любят.

Можно долго рассказывать, например, о том, как важно, согласно Традиции, помогать другим: хесед, цдака и т.п., а можно просто одолжить человеку денег в час нужды (не чтобы стал религиозным, а из искреннего желания помочь — люди это чувствуют). У кого-то есть сомнение, что более действенно? Так, пригласить человека в гости на субботу — в 100 раз действеннее, чем лучшая лекция о соблюдении субботы.

Конечно, знание Торы и Традиции тоже важно. Еврей должен знать, к чему стремиться, усваивать постепенно мировоззрение иудаизма. Но это — уже следующий этап, это после того, как у него созрело желание слушать. А чтобы было желание, нужны тепло и поддержка.

О чем говорить?

При первом знакомстве со светским человеком вообще не рекомендуется говорить о Торе. Стоит найти нейтральные темы для разговора: семья, дети, работа[1]. Если он спрашивает о религии — ответить коротко, не заостряя внимания. Захочет человек продолжать знакомство или нет, будет зависеть от нашего умения общаться, а не красноречия и умения убеждать.

Если некто «далекий» пришел на урок Торы или сам попросил нас рассказать ему о Торе, стоит обратить внимание на ряд моментов, перечисленных ниже.

  1. Если тема урока не задана заранее, стоит поинтересоваться, что любопытно слушателю и, по возможности, говорить об этом.
  2. Говорить на доступном для него на данный момент уровне, о простых вещах, простым языком. Не стараться «шокировать», произвести впечатление.
  3. Сосредоточиться на иудаизме, а не на опровержении или порицании других мировоззрений и верований.
  4. Если слушатель выражает несогласие, не вступать в спор, дать ему высказать свою точку зрения, выслушать и продолжить урок.
  5. Не пытаться доказывать истинность иудаизма через сложные логические построения. (Никто из нас не живет по логике. Ни религиозные, ни светские. Мы все живем так, как нам хочется и удобно. Только каждому удобно свое. Любой курильщик отлично знает, что курить вредно, но продолжает это делать. Когда есть шанс, что он бросит? Когда услышит от своего врача, не дай Б-г, впечатляющий диагноз. Есть знание чисто внешнее — меня не касается, а есть знание, которое вызывает чувства. Только такое знание может служить руководством к действию. Когда чувство страха продиктует желание бросить курить, человек задумается. Логические доказательства не затрагивают эмоции человека, поэтому практически никак не влияют на него. Жалко времени и сил[2]).
  6. Не диктовать свой взгляд, не убеждать, а только предоставлять информацию к размышлению. Желательно, чтобы слушатель сам сделал вывод, который следует из этой информации[3].

По-видимому, в деле приближения других к Традиции решающее слово скажет наше сердце, а не язык. Исходной точкой должно быть желание помочь тому, кто задал вопрос, а не переубедить его. Как сказал Хазон Иш [4] (Йорэ Дэа, 2:16): «возвращать их (далеких от Торы) узами любви…».

И конечно, нельзя забывать, что и здесь далеко не все зависит от нас. На всё воля Всевышнего, у Него и будем просить, чтобы наше старание приблизить других к ценностям Торы увенчалось успехом.

С уважением, Нохум Желязник


[1] Часто светский человек чувствует «преграду» и недоверие, вызванное внешним видом религиозного. Есть такие, что убеждены, что все соблюдающие — двинутые. Прежде всего необходимо преодолеть этот барьер. Пусть убедится, что вы — нормальный человек, а не инопланетянин.

[2] Кроме того, логический спор уместен, когда обе стороны находятся в одной системе понятий. Два математика могут спорить, скажем, о доказательстве некой теоремы только потому, что оба признают догмы математического аппарата. Они в одной и той же логической схеме. А когда два интеллигента заводят «логический» спор о Б-ге, заранее понятно, что никто никому ничего не докажет, ведь каждый находится в своей системе понятий.

[3] Все мы (и особенно — мужчины) склонны не соглашаться с продиктованной нам точкой зрения. Неприятно слышать от другого человека, что ты был неправ. Другое дело, когда мы сами приходим к выводу. Если это «Я понял», это мое достижение, оно не вызывает отторжения.

[4] Раби Авраам-Йешая бар-Шмарьяу-Йосеф Карелиц (Хазон Иш, 5639-5714 /1879-1953; Белоруссия — Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — духовный лидер и ведущий законоучитель своего поколения.

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше