Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Радость Адама и Евы — источник благословения нашей радости

Как относиться к недостаткам супруга? Снисходительно! Конечно, иногда возникают проблемы, которые нельзя замалчивать и необходимо обсуждать. Однако если мы будем судить наших близких слишком строго, то постоянные жалобы и конфликты могут превратить нашу жизнь в сплошной ад. Потому важным искусством жизни является умение в определенных ситуациях сделать вид, что мы не замечаем недостатков супруга. Мужу и жене следует научиться акцентировать внимание на достоинствах друг друга, и если уж и обращать внимание на недостатки, то прежде всего на свои собственные…

В момент бракосочетания, когда жених и невеста стоят под Хупой, произносятся семь благословений, которые призваны вдохновить молодоженов радостью, настроить их на долгую и счастливую семейную жизнь. «Пусть любимые обретут радость, подобно той, которую обрел (Адам, когда взял Еву в жены) в райском саду…», — утверждается в пятом благословлении.

Почему радость Адама и Евы является источником благословения нашей радости?

Люди встречаются в поисках своей второй половины, спрашивают себя: тот ли это человек, с которым я хочу построить семью? Иногда кажется, что супруг уже найден, но потом вдруг опять начинают терзать сомнения: может быть, произошла ошибка, и это не тот человек, который предназначен мне Небесами? Эти сомнения омрачают радости семейной жизни. Потому мы и желаем молодоженам, чтобы их радость была подобной радости Адама и Евы, которые точно знали, что созданы друг для друга. У них не могло быть никаких сомнений, потому что в мире не было никого, кроме них!

«Радость — это разрешение сомнений!» — утверждают мудрецы Талмуда. Когда стоящие под Хупой муж и жена осознают, что их брак освящается на Небесах, что все, что происходит сейчас, не какая-то случайность, а проявление провидения — воли Всевышнего, тогда преодолеваются сомнения, возникает ощущение радости — «мы предназначены друг для друга!»

(Развод — отдельная и глубокая тема. Однако и в этом случае произошла не ошибка, а был преподнесен горький урок. Иногда человеку необходимо пройти через первый брак для того, чтобы обрести счастье во втором, или, преодолевая жизненные трудности, исправлять и совершенствовать свой характер. Ведь в супруге мы, как в зеркале, видим себя и свои недостатки, которые почему-то не замечаем в себе.)

Следующее благословение завершается пожеланием того, чтобы молодожены обрели «любовь и братство, мир и дружбу». То, что мы желаем супругам любви, — совершенно понятно. Однако зачем желать им братство?

А чем отличается наше отношение к супругу или к братьям и сестрам? Жену выбирают, а братьев и сестер нет, их принимают и любят такими, какие они есть!

Совершенно естественно, что в процессе поиска люди выбирают наиболее соответствующего себе супруга, к которому испытывают наибольшие чувства. Когда поиск завершен, выбор сделан, то жена ощущает себя не только любимой, но и родной, которую любят подобно сестре, несмотря на ее какие-то недостатки. Лишь обретая «любовь и братство», супруги могут достигнуть также «мира и дружбы», жить в гармонии, став друг другу преданными друзьями…

Почему в минуты опасности Авраам просил свою жену Сару сказать, что она ему сестра? Авраам не обманывал. Он был вынужден спасать жизнь и не говорить всю правду. Но жена является также и сестрой.

«Всевышний благословил Авраама во всем» (Берешит 24:1). Что означает, что Всевышний благословил Авраама «во всем»? Мудрецы Талмуда спорят: одни говорит, что сын был у Авраама, а другой утверждает, что у Авраама была дочь. Кто же прав? Согласно Талмуду, мнения обоих мудрецов являются истинными. Возможно ли это, ведь эти два мнения взаимно исключают друг друга?

Рав Моше Вольфсон объясняет в книге «Эмунат Итеха», что первое мнение затрагивает буквальное, простое понимание текста Торы: у Авраама был сын Ицхак. Второе мнение — это намек на духовную сеть брака: когда Ицхак женился на Ривке, то она стала ему и сестрой! В этом и заключалось благословение Авраама — Ривка стала ему дочерью…

«До свадьбы нужно глядеть в оба, но после свадьбы следует научиться закрывать глаза!» — сказал мне как-то один американский еврей, используя игру слов: «Before the wedding you have to look into, but after the wedding you have to look away». Это важное правило учит супругов принимать друг друга такими, какие они есть, относясь друг к другу со столь необходимой для укрепления или даже спасения семьи снисходительностью.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»