Из цикла «История еврейского народа», темы: Земля Израиля, Еврейский календарь, Талмуд, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Сангедрин, Амораим
К первому поколению амораев Эрец Исраэль причисляют р. Яная и двух сыновей р. Хии: Хизкию и Йеуду. Р. Янай был очень состоятельным человеком. Ему принадлежали обширные поля и плантации. Доходами от них он поддерживал мудрецов своей ешивы и их семьи. Основанная им ешива продолжала существовать и после его смерти, а ее воспитанников называли «Мудрецы школы р. Яная».
Одним из выдающихся амораев второго поколения был р. Йоханан. Юношей он учился у Раби, а затем у р. Яная и Хизкии. Р. Иоханан основал свою ешиву в Тверии, бывшей тогда резиденцией руководителей Санхедрина: р. Гамлиэля IV и р. Йеуды Анаси II — сына и внука раби Иеуды Анесиа. Оба они учились в ешиве р. Йоханана и считали его своим наставником и учителем. Все время пока были живы Рав и Шмуэль — величайшие мудрецы поколения, р. Йоханан признавал их главенство и называл их «наши мудрецы из Вавилонии». После их смерти он стал бесспорным духовным лидером еврейского народа. Центр изучения Торы вновь переместился в Эрец Исраэль. В ешиву р. Йоханана переехали многие мудрецы из Вавилонии — наследники традиции своих учителей.
Р. Шимон бен Лакиш (Рейш Лакиш) так же, как и р. Йоханан, в молодости учился в ешиве у Раби. Однако он попал в плен к разбойникам и оказался в их среде. Однажды он встретил р. Йоханана, который убедил его вернуться к изучению Торы. Вначале Рейш Лакиш был учеником р. Йоханана, а затем он стал изучать Тору наравне с учителем. Сестра р. Йоханана вышла замуж за Рейш Лакиша.
Позднее р. Йоханан и Рейш Лакиш вместе руководили ешивой. Обычно, когда р. Йоханан объяснял какое-либо положение Торы, Рейш Лакиш начинал задавать многочисленные вопросы. Завязывалась дискуссия, в результате которой стороны приходили к взаимоприемлемому решению. Р. Йоханан так привык к вопросам Рейш Лакиша, что без них ему было трудно учить Тору. Долгие годы совместной учебы сблизили мудрецов. Однако в старости между ними вспыхнули разногласия и они отдалились друг от друга.. Несмотря на это весть о смерти Рейш Лакиша причинила р. Иоханану жестокие страдания. Ученики безуспешно пытались утешить своего учителя, и вскоре он умер. Это произошло в 4039 (279) году.
Одним из лучших учеников р. Йоханана был р. Элазар бен Педат. После смерти своего учителя он стал во главе мудрецов Эрец Исраэль. Кроме р. Элазара бен Педата, у р. Йоханана учились выдающиеся мудрецы: р. Ами и р. Аси, специально переехавшие для этого из Вавилонии, а также, р. Абау. Р. Абау жил в Кейсарии — резиденции римских наместников — и имел влияние на представителей римских властей. Это влияние он использовал для улучшения положения евреев в Эрец Исраэль.
Ешивы Эрец Исраэль и Вавилонии постоянно контактировали друг с другом. Их мудрецы общались между собой и вместе занимались изучением Торы. Ученики р. Йоханана, переехав в Вавилонию, перенесли туда и традиции своего учителя. Этих мудрецов часто называют нахутей — «спустившиеся» (в духовном плане Земля Израиля выше всех других земель, поэтому переезд из Эрец Исраэль в Вавилонию называется спуском). Наиболее известными из нахутей были Ула, Равин и рав Дими. А р. Ирмия, который родился в Вавилонии и учился там у р. Зейры, переехав, в Святую Землю, стал во главе четвертого поколения мудрецов Эрец Исраэль.
В последние годы жизни р. Ирмии Галл и Урсикин возобновили преследования евреев. В 4111 (351) году ешивы были разрушены, а занимавшиеся там мудрецы бежали в Вавилонию. По окончании периода репрессий ешивы не смогли вновь восстановить свою былую мощь и процветать как прежде. Это было связано с ростом влияния христиан.
Традиции изучения Торы мудрецами Эрец Исраэль собраны в Иерусалимском Талмуде. Из-за нестабильности обстановки и постоянных преследований Иерусалимский Талмуд не удалось составить и упорядочить так же тщательно, как Вавилонский Талмуд. Иерусалимский Талмуд написан на западном наречии арамейского языка, который в то время был распространен на территории Эрец Исраэль. (В Вавилонии пользовались восточным наречием арамейского языка.)
В эпоху амораев мудрецы Эрец Исраэль обладали полномочиями судить и налагать штрафы, положенные по Торе, тогда как мудрецы Вавилонии эти полномочия утратили. Поэтому амораи Эрец Исраэль носили титул «Раби» (как и танаи), а амораи Вавилонии — титул «Рав».
Еврейский календарь устанавливался руководителем Санхедрина при непосредственном участии мудрецов Эрец Исраэль. Они должны были определять начало месяцев (полных и неполных) и устанавливать високосные годы. Из Эрец Исраэль календарь передавался во все уголки мира, где жили евреи. По мере того как усиливалось влияние христианства, возникли опасения, что передача еврейского календаря евреям диаспоры может нарушиться. В связи с этим Гилель II, бывший в то время руководителем Санхедрина, установил постоянный календарь и освятил все будущие новомесячья вплоть до прихода Машиаха. Таким образом отпала необходимость оповещать диаспору о решении Санхедрина относительно полного или неполного месяца и о високосном годе. Правила установления новомесячий. и високосных годов Гилель передал последующим поколениям. Это произошло в 4120 (360) году.
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Читайте: обзор по теме Мудрецы Талмуда — Амораи
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Продолжение войны хашмонеев.
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Власть Великого Собрания унаследовал Санхедрин (Синедрион) — совет, состоящий из 71-го старейшины. Во главе Санхедрина стояли два мудреца: наси (председатель) и его заместитель, ав бейт дин (верховный судья). Эти двое лидеров назывались зуг (пара).