В рамках данной статьи мы попробуем ответить на несколько ключевых вопросов:
- Зачем человеку нужны эмоции?
- Допустим, что задача человека — обуздать свое животное начало, (и эмоции, в том числе): думать головой, действия и слова обдумывать прежде, чем давать волю своим эмоциям. Но что делать тому, кто по природе своей очень эмоциональный и темпераментный? Постоянно угнетать эмоции? Это может вызвать нездоровье!
- Как можно направить наши эмоции в доброе русло?
Для чего нужны эмоции?
Во-первых, скажем однозначно: без эмоций человек — это не человек, а робот. А Тора хочет воспитать именно человека.
Как можно без эмоций любить? Уважать? В конце концов, как можно молиться?
Определенно и лаконично выразились мудрецы Талмуда: «Всевышнему нужно сердце». И так же сказано в книге Мишлей (Притч): «Дай Мне, сын Мой, сердце твоё» (23, 26).
И настоящее понимание Торы — это то, которое прошло через сердце. Этим полна вся Тора: понимание — это понимание сердцем.
Нужно подчинять эмоции разуму?
Как вышесказанное соотносится с необходимостью подчинения разуму?
В принципе, в этом вся Тора: научиться склонять сердце к тому, что правильно и хорошо, не увлекаясь недолговечным и зыбким. Каким образом?
Этому научил нас в первую очередь автор Сефер а-Хинух, назвав основным правилом Торы, основным принципом, стоящим за исполнением заповедей, следующий: «За деяниями следует сердце». То есть: когда человек ведет себя в соответствии с определенными принципами, поступает определенным образом, его сердце принимает эти принципы. Потому что человек по природе своей не может делать одно, а думать другое. А значит, победит одно из двух: или человек перестанет делать то, чего не принимает его внутренний мир, или же его внутренний мир подстроится под его действия. Успех зависит в основном от уверенности человека в правильности и обоснованности его действий, от глубины понимания их смысла и, что не менее важно, понимания их полезности. Этот «механизм» описан в Торе одним стихом, который мы читаем в конце каждой молитвы: «Познай же ныне и положи на сердце твое, что Творец есть Б-г на небе вверху и на земле внизу; нет другого» (Дварим 4, 39).
Великий Магид из Дубно в своей книге о качествах характера (Сефер а-Мидот) объясняет это так: когда у ребенка еще недостаточно развит внутренний мир, в нем все равно действуют душевные силы: любовь, страх и другие. Но поначалу они направлены только к ощутимому и осязаемому. Со временем, если человек знакомится с духовными понятиями и учится духовным переживаниям, эти силы направляются и к ним: любовь к истине, страх перед моральным падением и так далее. Именно для этого и были созданы эти силы, но, если бы они не были задействованы изначально, они бы просто атрофировались.
Чем больше мы будем изучать заповеди и пути их правильного исполнения, слушать и размышлять об этом и, конечно, пытаться претворять в жизни то, что учим, а затем анализировать, как это на нас влияет и как добиться лучших результатов, тем больше мы проникнемся ими эмоционально. И нам будет все легче и приятнее быть соблюдающими Тору евреями.