Темы: Видуй, Цдака, Траур, Смерть, Шма Исраэль, Рав Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныРасскажите, пожалуйста, что нужно делать, если оказался рядом с умирающим человеком в последние минуты его жизни? Есть ли какие-нибудь специальные обычаи? N.
Уважаемый N.,
Большое спасибо, что обратились к нам. Действительно, существуют определенные действия, которые человек должен постараться совершить перед смертью, поэтому необходимо приложить усилия, чтобы помочь ему в этом. Кроме того, существуют некоторые обычаи, которые должен соблюсти человек, находящийся рядом с умирающим до смерти и непосредственно после смерти.
Для начала следует сказать, что это большая мицва — быть рядом с умирающим, поскольку тому легче, когда его окружают близкие и друзья перед уходом из этого мира. Однако если кому-то тяжело сдержать эмоции и удержаться от плача, ему лучше выйти из комнаты, потому что плач причиняет страдания умирающему. В любом случае запрещено оставлять его одного, ибо это причиняет боль его душе.
Что должен сказать и сделать человек перед смертью?
— дать деньги на благотворительность;
— омыть руки;
— произнести Видуй (исповедальную молитву);
— если человек уже не в состоянии произнести Видуй полностью, то по крайней мере сказать: «Пусть моя смерть искупит все мои грехи» и подумать о том, что сожалеет обо всех своих прегрешениях;
— непосредственно перед смертью надо постараться произнести первые три стиха из молитвы Ташлих: Ми Эйль Камоха… — «Кто, Б-г, подобен Тебе, Прощающему беззаконие и Не Вменяющему в вину проступок остатку наследия Своего? Не держит вечно гнева Своего, ибо Он желает творить благодеяния. Он вновь окажет милость нам, подавит беззакония наши. И ты бросишь в пучины морские все их грехи. Даруй же верность Яакову, милость — Аврааму, как Ты клялся нашим отцам с давних времен» (Миха 7:18-20); Биркат коаним (Благословение коэнов: «Благословит тебя Господь и охранит тебя. И будет благосклонен к тебе Господь и помилует тебя. Будет благоволить к тебе Господь и пошлет тебе мир»; Бемидбар 6, 24-26); Шма Исраэль («Слушай, Израиль! Господь — Б-г наш, Господь один!») и Барух Шем Квод Малхуто лэ-олам ва-эд («Благословенно Имя Славы Его Царства во веки веков!»). Очень важно сказать (или подумать) в самом конце, если человек сможет: «Барух Шмо Хай вэ-Кайам лэ-олам ва-эд (Благословенно Имя Его — Живое и Вечное во веки веков)». Это были последние слова Моше-рабейну перед смертью.
Люди, которые находятся рядом с умирающим
Тем, кто находится рядом с умирающим, следует произносить слова Торы и читать Тэилим (псалмы).
Можно стоять в любом месте рядом с умирающим, только не в ногах постели, поскольку именно там располагается сам Ангел смерти.
Запрещено прикасаться к умирающему в последние минуты его жизни — это может ускорить его смерть. Тот, кто укорачивает жизнь человека, хотя бы на одно мгновение, — как будто совершает убийство, даже если смерть неизбежна. Поэтому не следует держать умирающего за руку.
Непосредственно в момент смерти нужно сказать:
— Шма Исраэль, а-Шем Элокейну, а-Шем Эхад (1раз)
— Барух Шем Квод малхуто лэ-олам ва-эд (3 раза)
— А-Шем У а-Элоким — «Всевышний — Б-г» (7 раз),
— А-Шем Мелэх, а-Шем малах, а-Шем имлох лэ-олам ва-эд — «Всевышний — Царь, Всевышний царствовал, Всевышний будет царствовать во веки веков»
Сразу после наступления смерти
После того, как точно установлено, что наступила смерть, надо сделать следующее:
— тот, кто присутствовал во время смерти должен совершить крия (разорвать одежды); некоторые считают, что сегодня делать крия не принято;
— открыть окна в комнате;
— если глаза умершего открыты, закрыть их; предпочтительно, чтобы это сделал его старший сын;
— если у покойного приоткрыт рот, надо закрыть его;
— покрыть простыней его лицо;
— зажечь свечу у изголовья постели;
— завесить все зеркала;
— нельзя целовать покойного
Шомер — человек, который находится с умершим после смерти
Запрещено оставлять тело умершего без присмотра даже на короткое время. Человек, остающийся с умершим, называется шомер (страж). Так поступают из уважения к умершему, а также для того, чтобы оберечь тело от сил нечистоты.
Шомер должен читать Тэилим за душу покойного, он освобождается от изучения Торы и других заповедей. Тому, кто находится рядом с умершим, надо спрятать кисти цицит.
Наши мудрецы учат, что к человеку, который изучает законы, относятся на Небесах так, как будто он их выполняет. Поэтому очень надеемся ограничиться изучением, чтобы нам не пришлось, не дай Б-г, выполнять эти законы на практике.
С уважением, Яков Шуб
P.S.:
Недавно вышла в свет новая книга на русском языке о законах траура, ее можно приобрести в нашем Интернет-магазине.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «После смерти»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Каждый из нас должен раскаяться в своих грехах и выполнить в эти дня как можно больше заповедей, чтобы предстать очищенным перед Вс-вышним в этот святой день, как сказано: «Очистите себя перед Г-сподом».
Рав Реувен Куклин
Почему грешники и при жизни называются мёртвыми?
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Предписывающая заповедь: грешник должен прекратить грешить, вернуться к Всевышнему и исповедаться в своем грехе.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его