Всему еврейскому народу предписано освящать Имя Всевышнего, как сказано: «И буду освящен Я в среде еврейского народа» (Ваикра 22:32).
Освящение Имени Всевышнего — самая великая из всех заповедей Торы, и награда, полагающаяся за ее выполнение, огромна. Из этого общего закона выводится множество частных предписаний
Среди них — предписание погибнуть, но не преступить закон, если от еврея требуют совершить одно из страшных преступлений:
- Изменить вере в присутствии десяти других евреев.
- нарушить любую заповедь Торы или даже просто обычай во времена гонений на евреев, даже если при этом не присутствуют другие евреи.
- Совершить один из трех тяжких грехов — служить идолам, вступить в запрещенную половую связь или убить человека, даже если при этом не присутствуют другие евреи и те, кто принуждает к греху, не стремятся добиться от еврея измены вере.
Во всех поколениях евреи готовы были пойти на смерть, но не изменить традиции, своей вере и религиозным убеждениям. В изгнании исполнение заповедей и обычаев было для каждого еврея его духовной родиной. Случаи самопожертвования ради национальных ценностей бесчисленны.
Во все времена собой жертвовали многие евреи, в том числе старики, женщины и дети; они произносили «Шма, Исраэль» и возвращали свои души Владыке Мира, освящая Его великое Имя публично. Есть множество исторических свидетельств о том, как целые общины отдавали жизнь, но не нарушали союз с Всевышним.
Второе важнейшее «направление» освящения Имени — поступать так, чтобы все наши действия являлись прославлением Творца. Как можно этого добиться? Искренне исполнять Его заповеди с полным доверием, отдачей и любовью, поступать справедливо, соблюдать правила скромности. Делать все так, чтобы люди, глядя на это, начинали ценить Тору и тех, кто ее изучает и исполняет.
Тот, кто воздерживается от нарушения или выполняет заповедь не из страха и не ради выгоды или почета, а только из желания исполнить волю Творца, освящает Имя Всевышнего в полной мере (Рамбам,«Йесодэй а-Тора» 3:10).