Темы: Дурное начало, Йецер а-ра, Ихуд, Святость, Разврат, Тума, Чувства и разум, Установление границ
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныПравда ли, что в религиозном обществе не существует «служебных романов» и опасности домогательств со стороны мужчин? N
Уважаемая N.,
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем перейти непосредственно к ответу, — небольшое вступление.
Атомная энергия
Всевышний создал человека с естественными желаниями, влечениями, чувствами. Первое и самое сильное желание — сохранить себя. Это «инстинкт самосохранения», который заставляет нас есть, когда мы голодны, спать, когда устали. Иными словами, это «желание жить».
Следующее за ним — это естественное притяжение между мужчиной и женщиной, и здесь есть несколько аспектов. Во-первых, это влечение делает возможным продолжение человеческого рода. Т.е. в какой-то мере это тоже стремление к самосохранению, только не отдельного индивидуума, как в предыдущем случае, а всего человечества.
Во-вторых, это влечение было заложено Всевышним в человека для укрепления семейных уз. Понятно, что настоящую еврейскую семью невозможно построить только на этом притяжении, но, безусловно, оно является неотъемлемой частью и необходимым компонентом создания прочной связи между мужем и женой. А, как известно, эта связь не только строит еврейский дом, но и, в конечном счете, приводит туда Б-жественное присутствие (Шхину).
Как мы видим, естественное притяжение между мужчиной и женщиной необыкновенно значимо и «конструктивно» при использовании в разрешенных пределах, а именно — в семейных отношениях. Это можно уподобить атомной энергии, которая при использовании в мирных целях приносит огромную пользу. Но если ею пользоваться в иных целях, она может стереть всё живое с лица Земли. Так и притяжение между полами: может быть источником святости (кдуша), но если его использовать не по назначению, может быть источником страшной нечистоты (тум-а).
Поэтому нам важно осознавать: это влечение чрезвычайно сильно, настолько, что мудрецы Талмуда (Ктубот 132) говорят — никто не может дать человеку гарантии, что он убережется и не совершит нарушения.
История о недальновидном ученике ешивы
В этой связи уместно вспомнить историю о праведнике раби Эли Лупьяне[i], духовном руководителе ешивы Кнесет Хизкияу. Когда один из учеников пришел к нему и попросил разрешения поехать из ешивы на свадьбу одного из родственников, далеких от Торы, раввин ответил: «Хорошо, ты можешь ехать, но известно ли тебе, что сейчас лето и, вполне вероятно, на свадьбе будет много женщин, одетых неподобающим образом?» На что молодой человек ответил, что он уже достиг такого уровня самообладания, что данный вопрос его больше не беспокоит.
Раби Лупьян очень удивился и отпустил ученика, попросив его перед отъездом позвонить одному его (раби Лупьяна) другу. На следующий день ученик вновь обратился к раввину и сказал: очевидно, уважаемый раввин дал ему неправильный номер, поскольку каждый раз, когда он звонил, ему отвечал врач. На что раввин ответил: «Всё верно, мой друг — врач. Ты знаешь, мне уже больше восьмидесяти лет и я не вижу одним глазом, но я не могу сказать, что данный вопрос меня больше не беспокоит. А если тебя в твоем возрасте он не беспокоит, то, очевидно, тебе стоит обратиться к врачу!»
Необходимые барьеры
Итак, мы видим: с одной стороны, важно осознавать: это влечение является естественным для человека и это нормально, поскольку Всевышний Сам создал человека таким образом. Однако при этом следует также осознавать, что оно настолько сильно и его настолько тяжело контролировать, а последствия могут быть такими разрушительными, что разумный человек будет избегать ситуаций, в которых оно может выйти из-под контроля.
Некоторые ограничения, помогающие человеку избежать подобных проблем, были установлены уже Торой и мудрецами. Так, например, кроме запрета определенных связей существует отдельный запрет «приближаться» к женщинам, связь с которыми запрещена.
Сказано в Торе (Ваикра 18:6): «Никто ни к кому из родственников по плоти не приближайтесь, чтобы открыть наготу. Я Господь». Сифра[ii] (Ахарэй Мот 13:2) объясняет: не сказано просто, что запрещено «открывать наготу», а сказано, что нельзя «приближаться» к тем женщинам, связь с которыми является развратом. Следовательно, существует отдельный запрет — «приближаться». Это подразумевает следующие действия: рассматривать женщин, заигрывать и флиртовать с ними, прикасаться к ним и т.п. Существует также отдельный запрет уединяться с женщинами (йихуд). Подробно данные запреты рассматриваются в Шульхан Арухе[iii] (Эвен а-Эзер 21-22).
Отметим: запрещено «приближаться» и религиозным, и нерелигиозным, и пожилым, и молодым (и, разумеется, запрещено «открывать наготу»). Ни один человек, даже самый великий раввин, не может сказать, что «ко мне этот запрет не относится» или что «в моем случае им можно пренебречь». Когда мы видим, что этими запретами пренебрегают, это должно сразу включить «сигнал тревоги».
Рабочая атмосфера
Известно, что совместная работа может стать прямым источником возможных проблем между полами. За работой некоторые мужчины и женщины проводят больше времени, чем со своими супругами. Бывает, что какая-то женщина может оказаться более привлекательной для мужчины, чем его жена. На работе женщина вежливо разговаривает с ним, а дома жена может и «прикрикнуть» на мужа. На работе женщины старается выглядеть наилучшим образом — косметика, стильная одежда, а дома муж может видеть жену в домашних тапочках и халате. Дома мужчину ожидает мусор, который нужно вынести, грязные памперсы, счета, которые нужно оплатить, а на работе — постоянное желание добиться успеха, поддержка людей, с которыми работаешь, ощущение, что тебя ценят. Это верно также и по отношению к женщинам.
Ограды, которые люди ставят сами себе
Кроме того, как было сказано выше, человек сам должен понимать, что «играет с огнем», и искать возможность минимизировать искушение. Поэтому, осознавая пагубность таких отношений, некоторые люди стараются поставить себе дополнительные рамки, позволяющие им заранее минимизировать возможные проблемы. Здесь уместно вспомнить истории о различных людях, которые сумели побороть искушение (см. Санхедрин 19 б).
Йосеф сумел преодолеть себя и вырваться из рук жены Потифара. Боаз сдерживал свое влечение, пока не женился на Рут. А Палти бен-Лаиш сумел преодолеть свое влечение к Михаль.
Талмуд говорит, что испытание, в котором выстоял Боаз, было тяжелее, чем испытание Йосефа. Йосефа пыталась соблазнить замужняя женщина, и она не была с ним в одной постели, а испытание Боза было с незамужней женщиной, находившейся с ним на одном ложе. А испытание Палти бен-Лаиша было еще тяжелее, чем испытание Боаза: ведь царь Шауль отдал ему Михаль, свою дочь, в жены, т.е. она «как бы» была разрешена Палтиэлю, и они несколько лет находились вместе. Тем не менее, Палти считал, что Михаль — всё еще жена Давида и поэтому запрещена ему, Палтиэлю. И по этой причине он не вступил с ней в связь.
Как же Палти удалось устоять в этом испытании? Он воткнул меч между собой и Михаль и сказал себе: «Тот, кто будет заниматься этим (вступит в запрещенную связь с Михаль), будет поражен этим мечом».
Рав Хаим Шмулевич[iv] («Сихот Мусар») задает вопрос: какой толк от меча? Как Палти воткнул его, так сможет и вытащить его. И объясняет: меч отражал намерения Палти. С самого начала Палти считал, что Михаль ему запрещена, но кто сказал, что со временем это убеждение не исчезнет? Они будут жить вместе, привыкнут друг к другу, и дурное начало сумеет найти множество способов «разрешить» запрещенное. Палти с самого начала предвидел это — и воткнул меч, чтобы это служило ему постоянным напоминанием о первоначальном порыве.
Для нас это полезный урок: если с самого начала правильно расставить приоритеты, четко определить, что правильно, а что неправильно, что разрешено, а что запрещено, и выстроить необходимые «барьеры» и «ограды», то в дальнейшем гораздо легче будет противостоять порывам ецер а-ра (дурного начала).
Известно, что сегодня во всем мире многие страдают как от последствий так называемых «служебных романов», с одной стороны, так и от последствий бесчисленных исков о сексуальных домогательствах, с другой. Поэтому многие компании — как еврейские, так и нееврейские — пытаются заранее обезопасить себя от возможных проблем. Так, например, специально планируют окна в стенах и дверях кабинетов, чтобы эти кабинеты просматривались, или требуют, чтобы сотрудники обращались друг к другу на «вы», что создает определенную дистанцию между ними. Распространено правило: не участвовать в бизнес-встречах в ресторанах, если они проводятся один на один — мужчина с женщиной.
Религиозная среда
Разумеется, работа в религиозной среде помогает избежать множества проблем, которые обычно возникают в среде нерелигиозной. «Домашняя» атмосфера и внимательное отношение друг к другу, у всех одни интересы, никто не должен объяснять свое «религиозное» поведение. Что может быть лучше?
Однако даже в самом религиозном заведении могут возникать проблемы в отношениях между полами. В определенном плане опасность здесь иногда может быть даже больше, чем в нерелигиозной организации.
В нерелигиозной среде существует определенная естественная дистанция между религиозными и нерелигиозными. А в религиозной среде — поскольку предполагается, что всем известны запреты, все знают законы, все стараются по возможности вести праведную жизнь и поступать в соответствии с еврейскими ценностями, может показаться, что нет необходимости в каких-то формальных барьерах. Именно такое естественное сближение между сотрудниками на работе, в конечном итоге может плохо кончиться.
Есть профессии, где необходима определенная мера доверия и близости между представителями разных полов, например, психолог и пациент, учитель (раввин) и ученица. Иногда такая близость может привести к непредвиденным нежелательным последствиям. А бывают случаи, когда недостойные люди специально пользуются своим авторитетом и чрезмерной доверчивостью других. Поэтому именно в таких случаях необходимо особая осторожность.
Изначально лучше, чтобы в роли психолога и преподавателя выступала женщина, а если это всё-таки мужчина, то без особых мер предосторожности не обойтись. А любое пренебрежение законами Торы и постановлениями мудрецов о «приближении» к противоположному полу (см. выше) должно восприниматься как «сигнал тревоги».
Дурное начало не дремлет
Кроме того, многие заблуждаются, полагая, что религиозные люди, тем более раввины, настолько «святы», что не подвержены влечению к противоположному полу.
В этой связи хотелось бы вспомнить рассказ Талмуда (Кидушин 81а) о раве Амраме по прозвищу «хасид» — «праведный». Группа женщин, которых освободили из плена, временно остановилась у него в доме. Женщины расположились на втором этаже и убрали лестницу, которая туда вела, чтобы никто из мужчин не смог подняться и уединиться с ними. Одна из женщин прошла мимо двери, и рав Амрам случайно увидел ее. Удивительная красота женщины так поразила его, что он не смог сдержаться, схватил другую, тяжеленную лестницу (которую не могли поднять десять человек) приставил ее к открытой двери второго этажа и полез наверх — к этой женщине. Дойдя до середины лестницы, он сумел остановиться и закричал: «Пожар в доме Амрама!» (Он сделал это, чтобы люди прибежали на крик, а он постеснялся бы их и смог удержаться от греха).
Когда мудрецы прибежали ему на помощь, они увидели, что никакого пожара нет. Тогда рав Амрам объяснил им, что случилось. А мудрецы сказали, что он опозорил их… (Позор, по их мнению, был в том, что теперь все знают: даже мудрецы подвержены порыву ецер а-ра и им тоже тяжело совладать с ним). На что рав Амрам ответил им: «Лучше быть опозоренным в этом мире, чем быть опозоренным в мире Будущем».
Как мы видим, даже самые выдающиеся мудрецы, даже те, кто имеет статус «праведного», подвержены искушению. Поэтому великий мудрец Гилель[v] учил: «…не будь уверен в себе до дня смерти твоей» (Авот 2:4).
Заключение
Конечно, религиозное общество гораздо более осторожно, чисто и морально в этой области. Однако, как мы выяснили, это не повод расслабляться. Ведь чрезмерная доверчивость, уверенность, что ничего плохого не произойдет, в конченом счете может привести к плачевным последствиям. «Барьеры», установленные Торой и мудрецами, а также наши собственные «ограды» — это единственный способ избежать нарушений Закона в этой сфере.
С уважением, Яков Шуб
[i] Раби Элияу бар-Яаков Лупьян (Лев Элияу, 5636-5730 / 1876-1970, Литовский Край, Англия, Израиль) — выдающийся педагог, один из духовных лидеров этического движения Мусар.
[ii] Сифра — сборник «мидрашей-галаха» (толкований законодательной части Торы) к третьей книге Пятикнижия — Ваикра. Другие названия: Торат Коаним («Законы для священников»), или Сифра дэ-бэй Рав. Сборник составлен учениками Раби Акивы. В Талмуде сказано, что составителем Сифры является раби Йеуда бен-Илай, один из мудрецов Мишны.
[iii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона, охватывающий все аспекты повседневной еврейской жизни. Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер, Маран, 5248-5335 / 1488-1575; Испания, Португалия, Турция, Болгария, Эрец-Исраэль).
[iv] Раби Хаим бар-Алтер-Рефаэль а-Леви Шмулевич (5663-6739 / 1902-1979, Польша, Белоруссия, Япония, Шанхай, Израиль) — выдающийся преподаватель Талмуда, руководитель иерусалимской ешивы Мир.
[v] Гилель (3648-3768 / 112 г. до н.э. — 8 г. н.э., Вавилония, Эрец-Исраэль) — один из величайших еврейских мудрецов всех поколений. Был главой Санхедрина течение 40 лет — до последних дней своей жизни.
Рав Реувен Куклин
Как вы побороли своё дурное стремление?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Ципора Харитан
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».
Рав Зеев Гринвальд,
из цикла «Законы ихуда»
Сегодня, когда условия жизни изменились, знание законов йихуда стало еще более важным. С одной стороны, в наши дни во многих местах проломлены «ограды скромности», существовавшие в прошлом: во множестве мест работы и торговли мужчины и женщины находятся вместе; люди активно перемещаются в черте города и вне ее; значительно больше посещают поликлиники, офисы и другие общественные места. В этих новых ситуациях возрастает и опасение нарушения закона. «Весь почет царской дочери — внутри!» — тот принцип, который поколениями хранил святость и скромность еврейского народа, сегодня забыт многими его социальными слоями.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Почему Всевышний дал заповедь остерегаться ритуальной нечистоты? Гармония как цель жизни.
Рав Бенцион Зильбер
Как убежать от самого себя?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Зелиг Плискин
Язык не только средство коммуникации, но и инструмент, который Тора дала нам для устранения из сердца негативных чувств.
Рав Зеев Урман
Уму или чувству?
Рав Зеев Гринвальд
Рав Реувен Куклин
Почему некашерная пища вредит здоровью еврея?
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Берл Набутовский