Из цикла «Если хочешь жить достойно», темы: Вавилонская башня, Грех, Ноах, Потоп, Зелиг Плискин, Воровство
БОГ СКАЗАЛ НОАХУ: КОНЕЦ ВСЯКОЙ ПЛОТИ НАСТУПИЛ ПРЕДО МНОЙ, ИБО НАПОЛНИЛАСЬ ЗЕМЛЯ ГРАБЕЖОМ (Берешит, 6:13)
Р. Йоханан сказал: «Приди и увидишь силу грабежа. Поколение Потопа нарушало все, но решение об их конце не было подписано, пока не провинились в воровстве» (Санѓедрин).
Мы должны осознать, как серьезно преступление украсть даже самую малую сумму, и удалиться от этого греха[1]
В поколении Ноаха, когда кто-нибудь выставлял для продажи бобы, прохожие брали их без спроса на сумму меньше пруты (самая мелкая монета), тогда суд не мог заставить вора это вернуть. И один за другим обирали продавца, пока не оставалось ни боба. А он не мог потребовать наказать воров и вернуть имущество (мидраш Берешит раба).
Р. Зеэв Эйнѓорн в комментарии добавляет, что люди этого поколения, безусловно, воровали и по-крупному. Втайне каждый крал, сколько мог. А меньше пруты крали публично, и с этим мирились (Пируш махарзу).
Р. Шалом Швадрон заметил: «Не раз я видел, как люди входят в лавку, берут немного еды и не платят. Часто хозяин хотел бы, чтобы заплатили, да неудобно просить деньги за такое количество. Это надо осудить. Так поступали в поколении Потопа».
Развратилось поколение Ноаха, и Бог его уничтожил Потопом, но спас Ноаха и его семью, сказав ему:
СДЕЛАЙ СЕБЕ КОВЧЕГ ИЗ ДЕРЕВА ГОФЕР (Берешит, 6:14)
Бог мог спасти Ноаха разными способами. Почему Он заставил его строить ковчег? Раши объясняет: чтобы пробудить у людей любопытство. Наблюдая, как Ноах сто двадцать лет подряд строит ковчег, люди станут удивляться и спрашивать: «Зачем ты это делаешь?». А Ноах будет отвечать: «Святой, благословен Он, скоро наведет на мир Потоп», — может быть, они тогда раскаются (Санѓедрин).
Вызванный ннтерес дает шанс найти путь к сердцу[2]
Один раввин пользовался этой идеей, чтобы отговаривать молодых людей жениться на нееврейках. Не всякий может воспользоваться его методом и не ко всем случаям он подходит. Это новый подход, и он доказал свою эффективность. Вот как этот раввин его описывает:
Я обычно встречаю молодого человека поздно вечером у синагоги и прошу зайти в главный зал. В это время там спокойно, более пятисот пустых мест, огни горят только позади и у Ковчега со свитками Торы. Затем говорю ему: «Открой Ковчег». Он может спросить: «Раби, сейчас?». А я отвечаю: «Да, сейчас». Он открывает Ковчег, и я прошу вынуть Тору. И снова он может спросить: «Раби, сейчас?» А я отвечаю: «Сейчас». И говорю ему страстно: «Брось! Брось Тору на пол! Встань на нее и плюй!» Молодой человек, конечно, говорит: «Раби, вы шутите!». Тогда я забираю у него Тору и возвращаю в Ковчег. И сразу с силой говорю ему: «Взяв жену другой веры, ты бросаешь Тору, топчешь ее, плюешь на нее!» — и продолжаю… Очень часто это воздействует на серьезных молодых людей, которые собирались жениться на нееврейках[3].
Люди поколения Ноаха не раскаивались в своих злодеяниях. И Потоп уничтожил их. А Ноаху, который должен был пережить Потоп в Ковчеге, Бог сказал:
ВОЗЬМИ С СОБОЙ ВСЯКУЮ ПИЩУ, КОТОРУЮ ОНИ ЕДЯТ, И ХРАНИ. И БУДЕТ ПИЩЕЙ ДЛЯ ТЕБЯ И ДЛЯ НИХ (Берешит, 6:21)
На первый взгляд, слова «и будет пищей для тебя и для них» лишние. Р. Эльханан Вассерман предлагает объяснение: Описывая климат и плодородие на земле до Потопа, мидраш рассказывает, что тогда земля рождала несравненно больше, чем теперь. Ноах, который был пророком, знал, что после Потопа земля уже не будет такой плодородной. Но получил указание взять ровно столько, сколько необходимо, чтобы прокормить себя и семью во время Потопа. — Когда страдают другие, мы не должны искать наслаждений[4].
В 1895 году во время большого пожара в Бриске (Бресте) сгорело много домов. Р. Хаим Соловейчик прилагал все силы, чтобы помочь людям, потерявшим кров. В этот период он спал не дома, а в боковой комнатке синагоги, на полу. Напрасно семья пыталась убедить его ночевать дома. «Я не могу спать в своей постели, когда у многих нет даже крыши над головой», — отвечал раввин Бриска (Ишим вешитот).
Во время Первой Мировой войны соседа р. Нахума Зеэва Зиваса несправедливо обвинили в том, что он шпион, и арестовали. Долгое время после этого в доме было мрачное настроение. И если кто-то семье начинал смеяться, р. Зивас сурово говорил: «Как мы можем смеяться, когда у соседей страдают?» (Тнуат ѓамусар)
Потоп уничтожил все живое на земле. Спаслись только Ноах и те, кто был с ним в Ковчеге. А потом Ноах выпустил голубя, чтобы он посмотрел, сошла ли вода:
НО НЕ НАШЕЛ ГОЛУБЬ МЕСТА, ЧТОБЫ ОТДОХНУЛА ЕГО НОГА, И ВЕРНУЛСЯ К НОАХУ В КОВЧЕГ, ИБО БЫЛИ ВОДЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ; И ПРОТЯНУЛ ОН РУКУ, ВЗЯЛ И ВНЕС ЕГО К СЕБЕ В КОВЧЕГ (Берешит, 8:9)
Р. Нафтали Цви Йеѓуда Берлин, глава ешивы Воложин, отмечает, что голубь не влетел в Ковчег. Только подлетел к нему. Когда он вернулся, во рту у него ничего не было, и он боялся, что хозяин не пустит его назад. Но Ноах умел сострадать, протянул руку и забрал голубя в Ковчег, чтобы тот отдохнул после тяжелого пути.
Р. Берлин добавляет: мы должны учиться у Ноаха:
Если человек не выполнил поручение по независящим от него обстоятельствам, благодарите его, будто выполнил[5].
В начале все люди на земле говорили на одном языке. Уйдя с востока, пришли в долину Шинар и стали там жить.
И СКАЗАЛИ: ПОЙДЕМ, ПОСТРОИМ ГОРОД И БАШНЮ ВЕРШИНОЙ ДО НЕБА И СДЕЛАЕМ СЕБЕ ИМЯ, ЧТОБЫ НЕ РАССЕЯТЬСЯ ПО ЛИЦУ ВСЕЙ ЗЕМЛИ (Берешит, 11:4)
Автор комментария Ор аХаим объяснял рассеяние этого поколения: Люди хотели заселить часть земли и жить на ней, а остальное оставить пустыней. Вавилонская башня станет центром этой части, и по ней ее можно будет узнать издалека. Но Бог хотел заселить всю землю, поэтому рассеял людей.
Р. Хаим Соловейчик часто отмечал, что этот урок приложим и к распространению идеалов Торы. Ее соблюдение не должно быть уделом немногих, живущих в ограниченном месте. Стремиться к этому — значит повторять ошибку, которую совершило поколение рассеяния.
Не осуждайте, пока не выяснили все до конца
И СОШЕЛ БОГ УВИДЕТЬ ГОРОД И БАШНЮ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛИ СЫНЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ (Берешит, 11:5)
Раши цитирует мидраш Танхума о том, что Творцу не нужно было нисходить, чтобы видеть. Он сделал это, чтобы научить судей не осуждать никого, пока не выяснили и не поняли всю ситуацию. В широком смысле, это урок для всех, не только для судей в суде. Потому что все мы судьи — все судят поступки других. Так давайте не осуждать никого на основе слухов или случайных свидетельств. Мы должны смотреть на человека доброжелательно, пока обстоятельства не станут известны до конца, и не выяснится, что он, без сомнения, виновен по всем пунктам (Бейт Йехезкель).
Тот же принцип относится к учению. Как сказал Рава раву Папа и раву Ѓуна, сыну р. Йеѓошуа: «Если до вас дойдет мое законодательное решение и на первый взгляд покажется неверным, не отвергайте его, пока не придете и не обсудите со мной. Если мое решение основано на правильном рассуждении, я сумею его объяснить. А если нет, откажусь от первоначального решения» (Бава батра).
Когда был жив р. Зхарья, зять р. Леви, люди жаловались на него. Утверждали, что он собирает деньги, хотя в них не нуждается. Но когда умер, выяснилось, что все деньги он раздавал бедным (Йерушалми, Пеа).
[1] Йесод вешореш ѓаавода.
[2] Р. Мордехай Гифтер, Пиркей Тора.
[3] «Как воспрепятствовать женитьбе на нееврейке».
[4] См. Раши к стиху 7:7; Ковец маамарим.
[5] Ѓаэмек адавар, к этому стиху.
С любезного разрешения переводчика и издателя Гедалии Спинаделя, изд-во Ам Асефер
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»