Темы: Песах, Уборка к Песаху, Хамец, Книги, Берл Вайн
Прошел Пурим со всеми его радостями, излишествами и калориями, и еврейский мир устремляется навстречу великому празднику Песах с его подготовительными требованиями. Один из освященных временем ритуалов в еврейских домах — предпасхальная уборка дома, которая захватывает всех домашних, и особенно хозяйку дома.
Удаление из дома хамеца (всех изделий из заквашенного теста) — это только благая цель, которая ставится, чтобы рационализировать иррациональное влечение поставить все в доме на свое место. Чтобы все сияло — без пятнышка и пылинки. Нужные вещи, которыми ежедневно пользуешься, теперь невозможно найти, поскольку их положили «на свое место».
Конечно, со временем, обычно к празднику Шавуот, к новому месту этих предметов, столь необходимых для комфортабельной жизни, уже привыкаешь и отыскиваешь их с легкостью.
Но речь сейчас не об этом. Сейчас важно объяснить, почему все в доме переворачивается вверх дном. Извлекаются из шкафов даже кассеты, бумаги и книги, чего галаха (еврейский закон), собственно, и не требует. Знаю, сейчас, пожалуй, и не ответишь на этот вопрос. Просто еврейские женщины с незапамятных времен не доверяли «послаблениям» галахи, когда речь шла о предпасхальной очистке дома.
Моя задача перед Песахом — протирать от пыли мои книги, опрыскивать их защитным спрэем и возвращать их на прежние места. Поскольку в течение многих лет я собрал немалую библиотеку, сделать это не просто.
Когда дело доходит до домашней работы, я люблю все откладывать. Тем не менее, всегда предвкушаю предпасхальную уборку в книжных шкафах. Книги — это воспоминания. Я помню обстоятельства и места, где я приобрел большинство принадлежащих мне теперь изданий. Без труда узнаю книги моей юности и те, что купил в более поздние годы.
Вижу книги, которые приобрел на сэкономленные гроши, когда учился в иешиве (я никогда не курил — полагал, что деньги на покупку сигарет лучше потратить на книги), и меня подхватывают чистые и радостные воспоминания об этих золотых годах интенсивного изучения Торы и дружбы, которые дает жизнь в иешиве. Помню, что этой книгой я пользовался, когда учился с моим учителем. И, хотя его уже давно нет, для меня он все еще жив, когда я вновь открываю эту книгу и прочитываю несколько абзацев.
Бережно стряхиваю пыль с двух книг, которые достались мне от моего дедушки, и вспоминаю кусок сахара, который он положил мне в рот, когда я был ребенком и правильно объяснил ему слова Раши. Это ощущение сладости никогда не покидает меня. Оно помогает мне в минуты грусти и разочарований.
Мир называет еврейский народ «Народом Книги». Это «книга» сохранила нас как народ и возродила еврейскую жизнь. Ибо «книга» — это Тора, Талмуд, любовь к учению, интеллектуальные стимулы и уважение к учености и ученым. Это — коллективная память еврейского народа. Рассказывая нам о том, что было, книга информирует нас и о том, что происходит сейчас и что предстоит нам в будущем.
Человек не может приблизиться к Песаху без дара памяти. Ибо весь Песах — память. И поэтому чистка дома, которая ему предшествует, тоже часть необходимого процесса «вспоминания». На это можно сетовать, но над этим нельзя смеяться. Песах и связанные с ним воспоминания дают нам право и основание жить здесь, на Земле Израиля.
Парадоксально, что избавление от хамеца позволяет памяти выйти за пределы наших обычных занятий и течь вспять в нашем сердце и нашем сознании.
Так отнесемся же благожелательно к нашей пасхальной уборке. Человек никогда не знает, что найдет, очищая к празднику свой дом.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.