Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли возможность как-то держать связь со Святой Землей, несмотря на то, что находишься в диаспоре?

Темы: Цдака, Земля Израиля, Заповеди, Диаспора, Заслуги

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, очень завидую своим друзьям, которые могут переехать жить в Израиль. К сожалению, у меня пока нет такой возможности, нужно смотреть за пожилыми родителями, да и работа вроде бы хорошо идет и есть еще много других причин. Но хотелось бы знать, есть ли возможность как-то держать связь со Святой Землей, несмотря на то, что находишься в диаспоре? Заранее спасибо. Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам. К сожалению, не у всех есть возможность переехать на постоянное место жительства в Израиль. Тем не менее, действительно, каждый еврей чувствует постоянную связь со Святой Землей, поэтому Ваш вопрос о том, как практически выразить эту связь, всегда актуален. Давайте попробуем предложить несколько возможных вариантов:

1. Посещение Земли Израиля

Наиболее простой способ поддерживать связь с Землей Израиля — посещать ее, даже просто как турист. Талмуд (Ктубот 111а) говорит: каждый, кто проходит 4 локтя (амот, приблизительно 2 метра) по Земле Израиля, удостаивается Будущего мира.

На основании этого один из ришоним (ранних комментаторов), Риваш, считает (см. Респонсы, 101), что посещение Земли Израиля само по себе является заповедью. Другой комментатор, Маарит (раби Йосеф ди Трани, 1568-1639, респонс Йорэ Дэа 2:28) считает, что заповедь — только заселение Земли Израиля, т. е. переезд на постоянное место жительства, а просто посещение Земли Израиля не является отдельной заповедью. Однако даже по мнению Маарита, посещение Земли Израиля — большая заслуга.

2. Приобретение недвижимости в Земле Израиля

Талмуд (Гитин 8 б) говорит, что в обычной ситуации мудрецы запретили просить нееврея сделать какую-либо работу для еврея в субботу, однако разрешено попросить нееврея в этот день заполнить документы для приобретения/продажи недвижимости в Земле Израиля, поскольку это является заповедью. По мнению многих ришоним это единственная заповедь, ради которой разрешено просить нееврея выполнить работу, запрещенную еврею в субботу Торой.

По мнению Рамбана (прим. к «Книге заповедей» Рамбама, предписывающая заповедь 4), приобретение недвижимости в Земле Израиля — это отдельная заповедь, не связанная с заповедью заселения Земли Израиля. Соответственно, можно выполнить эту заповедь, даже не проживая постоянно в Стране. Такого же мнения придерживается Авнэй Нэзэр (Респонсы, Йорэ Дэа 454).

Однако Рашаш не принимает это мнение и считает, что приобретение недвижимости в Земле Израиля — не отдельная заповедь, а только подготовка к тому, чтобы впоследствии выполнить заповедь заселения Земли Израиля.

3. Оказание финансовой поддержки евреям и еврейским организациям в Земле Израиля

Мудрецы (Сифри, Ръэ 62) говорят о приоритетах при разделении денег цдаки. В частности, нуждающихся из своего города следует поддерживать в первую очередь, и лишь потом — нуждающихся из других городов. И нуждающихся Земли Израиля поддерживать в первую очередь, и лишь затем — нуждающихся других стран.

Этот мидраш не определяет точно, кому отдать предпочтение: нуждающимся своего города или нуждающимся Земли Израиля. Бах (Йорэ Дэа 151) разрешает это сомнение и постановляет: предпочтение нужно отдать землякам.

Однако другой мудрец, рав Исраэль из Шклова (Пэат а-Шульхан, Бейт Исраэль 2:29) не соглашается с этим мнением и говорит, что, поддерживая нуждающихся Земли Израиля, человек выполняет две заповеди: помощи бедным и заселения Земли Израиля.

Рабейну Хида (Пнэй Давид, Ръэ 15) говорит: если речь идет о поддержании еврейского населения в Земле Израиля в целом, то даже Бах согласится, что следует отдать предпочтение нуждам Земли Израиля. Поскольку из-за постоянной военной угрозы и больших экономических трудностей еврейское население в Земле Израиля не может существовать без поддержки евреев диаспоры.

К сожалению, в наше время по разным оценкам только 10 % «еврейских денег» идет на поддержание еврейских организаций. Получается, что на организации в Земле Израиля приходится еще меньше. Тем не менее, как мы видим, особенно важно поддерживать еврейские проекты и организации именно в Земле Израиля, и, безусловно, это уникальная возможность поддерживать связь с ней.

4. Выполнение заповедей в диаспоре

Мидраш (Сифри, Экев 7) говорит о прямой связи между выполнением заповедей в диаспоре и Землей Израиля. И приводит пример: царь гневается на свою супругу, царицу, и изгоняет ее в дом ее родителей. Но при этом говорит ей, чтобы постоянно носила свои украшения: тогда, когда она вернется в царский дом, они не будут для нее непривычными. Подобно этому Всевышний говорит своим детям — евреям: несмотря на то, что Я изгоняю вас из Земли Израиля, выполняйте заповеди и в изгнании, чтобы они не были для вас непривычными, когда вы вернетесь домой…

Раши (Дварим 11:18) и Рамбан (Ваикра 18:25) говорят: это относится не только к заповедям, непосредственно связанным с Землей Израиля, такими, например, как шмита и т.п. Речь идет обо всех заповедях, даже таких, как тфилин и мезуза. Более того, Рамбан отмечает, что выполнение заповедей в изгнании — это только подготовка, своего рода, к выполнению заповедей в Земле Израиля.

Понятно, что слова Рамбана не следует понимать буквально. Во-первых, хотя бы потому, что нигде не предписано снова выполнить заповеди, которые человек уже выполнил в изгнании, по прибытии в Землю Израиля. Например, не надо заново выкупать первенца или заново посвящать в жены жену. Во-вторых, Талмуд (Авода Зара 13а) говорит, что покидать Землю Израиля разрешено только ради выполнения определенных заповедей, например, ради изучения Торы или женитьбы. А если мы скажем, что выполнение заповедей в диаспоре — это только подготовка, то почему выполнением какой-либо заповеди можно оправдать переезд из Земли Израиля?

Как же тогда понимать слова Рамбана? Безусловно, заповеди необходимо выполнять как в диаспоре, так и в Земле Израиля. Просто в Земле Израиля их «вес» значительно больше. Иными словами, самого высокого духовного уровня можно достичь, выполняя заповеди именно в Земле Израиле, которая изначально создана Всевышним для этой цели, идеально «подходит» для выполнения заповедей (Аамек Давар к Шмот 20:12).

Вернемся к мидрашу, приведенному выше, который сравнивает заповеди в диаспоре с драгоценными украшениями изгнанной царицы. Царские украшения — особенные, не обыденные. Попытаемся продолжить сравнение: заповеди можно выполнять как на обычном уровне, так и на более высоком, поэтому более тщательное выполнение заповедей в изгнании может подготовить человека к выполнению заповедей в Земле Израиля, где их «вес», как было сказано, изначально гораздо выше.

Таким образом, мы предложили четыре различных пути, как поддерживать связь с Землей Израиля, находясь в диаспоре: посещение Земли Израиля, приобретение там недвижимости, поддержка местных еврейских организаций и, в целом, более тщательное выполнение заповедей.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его