Из цикла «Здоровая жизнь по Торе», темы: Ехезкель Асхаек, Хафец Хаим, Здоровье, Забота о себе
Раби Птахья Менкин (раввин из России; впоследствии поселился в Петах-Тикве), один из учеников ешивы в Радине написал в редакцию ежемесячника «Шаарей Цион» в Иерусалиме, когда была издана брошюра о Хафец Хаиме под названием «Пути праведника» к годовщине его кончины, следующее: «Любовь Хафец Хаима к изучающим Тору была любовью отца к сыновьям. Он не останавливался на том, чтобы собрать вокруг себя людей Торы, сконцентрировав их в одном Месте Торы, и не удовлетворялся исключительно заботой об их духовном состоянии, но и с великой любовью заботился об их материальном положении.
Помню, как я учился в Радине в начале лета 5663 года, а Хафец Хаим имел обыкновение каждый понедельник и четверг проводить этические беседы с ешиботниками. И как же я удивился, услышав из его святых уст следующее, необычное, “этическое” замечание. Вот, что он сказал: “Не учитесь слишком много. Человек должен беречь свое тело, чтобы не ослабеть и не заболеть, поэтому нужно отдыхать, и расслабляться, и дышать свежим воздухом. К вечеру надо погулять или посидеть, отдохнуть, а по возможности — купаться в речке, чтобы закалить свое тело! А чрезмерная усидчивость — это совет дурного начала: слишком перетруждаться, чтобы тело ослабло, и потом человеку пришлось бы на долгое время вообще отказаться от изучения Торы по болезни, и тогда убытки перекроют выгоду.
Это я познал на себе — продолжил Хафец Хаим — В юности я много учился, больше чем позволяли мне силы, и мое зрение испортилось настолько, что врачи на два года запретили мне заглядывать в книги. Ну, так не является ли излишняя усидчивость происками дурного начала? — спросил Хафец Хаим и добавил — И если человек, не дай Б-г, заболеет из-за пренебрежения своим здоровьем в результате излишней усидчивости, и этим, не дай Б-г, сократит свою семидесятилетнюю жизнь, то за это ему предстоит дать отчет!” Так Хафец Хаим продолжал говорить нам в этом же духе еще минут двадцать, и это был единственный “этический урок”, который он преподал нам в тот вечер.
Еще Хафец Хаим очень следил за ешиботниками, чтобы они не учились в ночные часы. Не раз и не два он сам приходил в здание ешивы поздней ночью и спокойно, но твердо приказывал учащимся прервать свою учебу и идти спать, а иногда сам залезал на скамейку и тушил свет в Доме Учения». (Из книги «Светоч глаз Израиля», том второй, стр.168—9).
А в книге «Биография Хафец Хаима» написано: «Комнаты были большие и хорошо проветриваемые… В еде он строго придерживался (правил) здорового питания. Его одежда и обувь соответствовали материальному положению. Он придавал особое значение заповеди: “Оберегайте свои души”.
И себе, и домочадцам, и своим ученикам он объяснял: от заповеди заботиться о своем здоровье зависит вся Тора. Не раз он закрывал своими руками том Талмуда самого усердного ученика, говоря, что это тоже происки дурного начала: пусть благодаря чрезмерному прилежанию здоровье усердных учеников ослабеет, и тогда они будут вынуждены временно забросить учебу Торы из-за своей слабости».
И выбери жизнь
Написано в недельной главе Ницавим: «Смотрите, Я даю вам на выбор жизнь и благо, смерть и зло»… «и выбери жизнь».
Многие спрашивают, что значит «И выбери жизнь»? Как может прийти в голову, что человек добровольно не выберет жизнь? Кто не хочет жить? Я хочу предложить объяснение, основанное на толкованиях и намеках, опираясь на слова рабейну Йона в его книге «Шаарей тшува» («Ворота раскаянья»), глава 3,15 на стих «И ваш трепет передо Мной станет бездумно-механическим выполнением заповедей». Он объясняет, что богобоязненность тех, кто не вникает во внутренний смысл понятия «богобоязенности», становится бездумно-механическим выполнением заповедей. И то же самое можно сказать о естественном желании жить! Человек должен сделать осмысленный выбор жизни. Не жить механически. Не потому, что все живут. Не жить по привычке, а потому что он обязан желать жить! Как мы можем проверить, есть ли у человека желание жить или нет? Чем больше усилий человек прилагает для достижения какой-либо цели, тем сильнее его желание обрести эту цель.
Бывает трудно встать по утрам, но если у человека есть важная цель, то он встанет. Почему? Потому что у него есть сильное желание! Один из важнейших аспектов «И выбери жизнь» заключается в том, что человек должен желать жить! Не жить потому, что все живут, все стареют, так и он стареет. Нужно выбрать жизнь! И в чем выражается желание жить? Если Вы хотите проверить, насколько сильно в Вас желание жить, подумайте, чем Вы готовы пожертвовать ради этого желания? Поэтому чем больше человек вкладывает ради жизни, тем больше это свидетельствует о его желание жить. Жить ради того, чтобы служить Творцу.
Если я могу правильно выразиться, то это я видел у рава Шаха, да будет память его благословенна. Не знаю, видели ли это другие, но я видел его жажду жизни. Он знал цену жизни. Он много об этом говорил. Его жажда жизни была настолько сильна, что у него она возвеличивалась над другими желаниями. Поэтому все, что он слышал и понимал, что это может дать ему жизнь, он претворял в жизнь независимо от того, распространено ли, привычно, широко известно ли это — все это не играло в его глазах никакой роли. Потому что у него была жажда жизни! Он не жил в силу привычки. Его жизнь вытекала из его жажды жить, потому что он знал ей цену и умел делать все возможное, чтобы жить. Он не жил механически-бездумно.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.