Из цикла «Здоровая жизнь по Торе», темы: Ехезкель Асхаек, Хафец Хаим, Здоровье, Забота о себе
Раби Птахья Менкин (раввин из России; впоследствии поселился в Петах-Тикве), один из учеников ешивы в Радине написал в редакцию ежемесячника «Шаарей Цион» в Иерусалиме, когда была издана брошюра о Хафец Хаиме под названием «Пути праведника» к годовщине его кончины, следующее: «Любовь Хафец Хаима к изучающим Тору была любовью отца к сыновьям. Он не останавливался на том, чтобы собрать вокруг себя людей Торы, сконцентрировав их в одном Месте Торы, и не удовлетворялся исключительно заботой об их духовном состоянии, но и с великой любовью заботился об их материальном положении.
Помню, как я учился в Радине в начале лета 5663 года, а Хафец Хаим имел обыкновение каждый понедельник и четверг проводить этические беседы с ешиботниками. И как же я удивился, услышав из его святых уст следующее, необычное, “этическое” замечание. Вот, что он сказал: “Не учитесь слишком много. Человек должен беречь свое тело, чтобы не ослабеть и не заболеть, поэтому нужно отдыхать, и расслабляться, и дышать свежим воздухом. К вечеру надо погулять или посидеть, отдохнуть, а по возможности — купаться в речке, чтобы закалить свое тело! А чрезмерная усидчивость — это совет дурного начала: слишком перетруждаться, чтобы тело ослабло, и потом человеку пришлось бы на долгое время вообще отказаться от изучения Торы по болезни, и тогда убытки перекроют выгоду.
Это я познал на себе — продолжил Хафец Хаим — В юности я много учился, больше чем позволяли мне силы, и мое зрение испортилось настолько, что врачи на два года запретили мне заглядывать в книги. Ну, так не является ли излишняя усидчивость происками дурного начала? — спросил Хафец Хаим и добавил — И если человек, не дай Б-г, заболеет из-за пренебрежения своим здоровьем в результате излишней усидчивости, и этим, не дай Б-г, сократит свою семидесятилетнюю жизнь, то за это ему предстоит дать отчет!” Так Хафец Хаим продолжал говорить нам в этом же духе еще минут двадцать, и это был единственный “этический урок”, который он преподал нам в тот вечер.
Еще Хафец Хаим очень следил за ешиботниками, чтобы они не учились в ночные часы. Не раз и не два он сам приходил в здание ешивы поздней ночью и спокойно, но твердо приказывал учащимся прервать свою учебу и идти спать, а иногда сам залезал на скамейку и тушил свет в Доме Учения». (Из книги «Светоч глаз Израиля», том второй, стр.168—9).
А в книге «Биография Хафец Хаима» написано: «Комнаты были большие и хорошо проветриваемые… В еде он строго придерживался (правил) здорового питания. Его одежда и обувь соответствовали материальному положению. Он придавал особое значение заповеди: “Оберегайте свои души”.
И себе, и домочадцам, и своим ученикам он объяснял: от заповеди заботиться о своем здоровье зависит вся Тора. Не раз он закрывал своими руками том Талмуда самого усердного ученика, говоря, что это тоже происки дурного начала: пусть благодаря чрезмерному прилежанию здоровье усердных учеников ослабеет, и тогда они будут вынуждены временно забросить учебу Торы из-за своей слабости».
И выбери жизнь
Написано в недельной главе Ницавим: «Смотрите, Я даю вам на выбор жизнь и благо, смерть и зло»… «и выбери жизнь».
Многие спрашивают, что значит «И выбери жизнь»? Как может прийти в голову, что человек добровольно не выберет жизнь? Кто не хочет жить? Я хочу предложить объяснение, основанное на толкованиях и намеках, опираясь на слова рабейну Йона в его книге «Шаарей тшува» («Ворота раскаянья»), глава 3,15 на стих «И ваш трепет передо Мной станет бездумно-механическим выполнением заповедей». Он объясняет, что богобоязненность тех, кто не вникает во внутренний смысл понятия «богобоязенности», становится бездумно-механическим выполнением заповедей. И то же самое можно сказать о естественном желании жить! Человек должен сделать осмысленный выбор жизни. Не жить механически. Не потому, что все живут. Не жить по привычке, а потому что он обязан желать жить! Как мы можем проверить, есть ли у человека желание жить или нет? Чем больше усилий человек прилагает для достижения какой-либо цели, тем сильнее его желание обрести эту цель.
Бывает трудно встать по утрам, но если у человека есть важная цель, то он встанет. Почему? Потому что у него есть сильное желание! Один из важнейших аспектов «И выбери жизнь» заключается в том, что человек должен желать жить! Не жить потому, что все живут, все стареют, так и он стареет. Нужно выбрать жизнь! И в чем выражается желание жить? Если Вы хотите проверить, насколько сильно в Вас желание жить, подумайте, чем Вы готовы пожертвовать ради этого желания? Поэтому чем больше человек вкладывает ради жизни, тем больше это свидетельствует о его желание жить. Жить ради того, чтобы служить Творцу.
Если я могу правильно выразиться, то это я видел у рава Шаха, да будет память его благословенна. Не знаю, видели ли это другие, но я видел его жажду жизни. Он знал цену жизни. Он много об этом говорил. Его жажда жизни была настолько сильна, что у него она возвеличивалась над другими желаниями. Поэтому все, что он слышал и понимал, что это может дать ему жизнь, он претворял в жизнь независимо от того, распространено ли, привычно, широко известно ли это — все это не играло в его глазах никакой роли. Потому что у него была жажда жизни! Он не жил в силу привычки. Его жизнь вытекала из его жажды жить, потому что он знал ей цену и умел делать все возможное, чтобы жить. Он не жил механически-бездумно.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.