Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Польша, Еврейский закон, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йоэль бар Шмуэль Яфе (р. Йоэль Сиркис; Бах; 5321—5400 /1561—1640/ гг.) — выдающийся законоучитель.
По утверждению кабалистов, его душа не претерпела цепи предшествующих воплощений — это была новая душа, впервые посетившая этот мир (Праким бетолдот Исраэль ч.2).
Родился в Люблине в знатной семье выходцев из Праги — к этой же семье относился и его старший современник, глава «Совета четырех земель» р. Мордехай Яфе (Бааль Алевушим; см.).
Учился в люблинской ешиве, а затем, с 5351 /1591/ года, — в Бриске (Бресте) у главного раввина города р. Цви-Гирша Шора, одного из учеников Рамо (см.).
Был раввином в целом ряде общин: в местечках Пружанах под Слонимом и Ловомиле под Хелмом, а затем — в одном из крупнейших городов Подолии, Меджибоже.
В Меджибоже р. Йоэль основал большую ешиву — нуждающихся учеников он обеспечивал на средства своей семьи. Значительную материальную помощь ему оказывала мать жены, ребецин Сирка (отсюда и его фамильное прозвище — Сиркис, т.е. зять Сирки).
В 5372 /1612/ году он возглавил общину в галицийском городе Белзе, а впоследствии был приглашен на пост главного раввина в такой важный центр Торы как Бриск.
В 5377 /1617/ году, в период пребывания в Бриске, он выпустил в свет свою первую книгу — комментарий на Мегилат Рут (Свиток Рут). Книга, изданная в люблинской типографии, получила название Мешив нефеш (Отрада души) — по словам стиха «И пусть будет он тебе отрадой души…» (Рут 4:15).
В 5379 /1619/ году р. Йоэль Сиркис стал главным раввином Кракова, одной из крупнейших общин Европы. Здесь он возглавил большую ешиву; основное внимание в программе занятий его ешивы уделялось изучению практической алахи.
В значительной степени на материале уроков, проведенных в ешиве, р. Йоэль Сиркис написал комментарий на алахический кодекс Арбаа турим, составленный в Испании р. Яаковом бар Ашером (Бааль атурим; см.).
Р. Йоэль Сиркис назвал свой комментарий Байт хадаш (Новый дом) — имея в виду предшествующий комментарий Бейт Йосеф (Дом Йосефа), составленный р. Йосефом Каро (см.). В отличие от р. Йосефа Каро, который использовал кодекс Арбаа турим лишь в качестве материала для строительства своего свода законов, р. Йоэль Сиркис стремился, в первую очередь, разъяснить точку зрения самого р. Яакова бар Ашера, а также мнения тех мудрецов, которых тот цитировал в своем кодексе.
Вместе с тем р. Йоэль Сиркис проявил себя решительным и самостоятельным посеком (законоучителем): в целом ряде случаев он приходил к законодательным выводам, которые противоречили мнению большинства законоучителей его поколения. По многим вопросам он полемизировал и с точкой зрения р. Йосефа Каро, уже закрепленной в Шульхан арухе.
В основе его бескомпромиссности лежала страстная жажда истины. В предисловии к своему комментарию он писал: «Мы должны молить и просить Всевышнего об одном: чтобы Он дал нам понять и познать, …и научить других подлинной Торе».
Комментарий р. Йоэля Сиркиса стал одним из основных источников для установления законодательных норм. Он широко изучается до сих пор: в большинстве изданий кодекса Арбаа турим комментарий Байт хадаш печатается рядом с основным текстом — наряду с комментарием Бейт Йосеф р. Йосефа Каро.
В последующих поколениях самого р. Йоэля Сиркиса стали называть Бахом, по названию его прославленной книги («Бах» — аббревиатура слов Байт хадаш).
На протяжении всей своей жизни Бах занимался редактированием Талмуда и книг величайших из ришоним (мудрецов прошлых поколений) — это было еще одним проявлением его стремления к абсолютной правде и точности. Сличая старинные рукописи и свитки, он старался устранить из печатных книг все ошибки переписчиков и типографские опечатки, вкравшиеся на протяжении веков.
Предание свидетельствует, что свою первую редакционную правку р. Йоэль Сиркис внес в возрасте пяти лет, когда он изучал вместе со своим меламедом недельную главу Ваэра. Посылая на египтян седьмую казнь — барад (огненный град), Всевышний говорит: «На этот раз Я пошлю все кары Мои в сердце твое, и на слуг твоих, и на народ твой — чтобы узнал ты, что нет подобного Мне на всей земле… Вот я пошлю завтра в это же время град» (Шмот 9:14,18). Раши (см.) поясняет: «Учим из слов “все кары”, что казнь первенцев равносильна всем карам, вместе взятым». Озадаченный малыш спросил у меламеда, почему вдруг Раши говорит о казни первенцев, если в стихе Торы речь идет о граде. Все предложенные объяснения меламеда не удовлетворили его. Мальчик предположил, что, возможно, в рукописи Раши стояла аббревиатура «мем-бет» — макат барад (казнь градом), как это принято в рукописях мудрецов, а позднейший переписчик или печатник прочитал «макат бхорот» (казнь первенцев), а затем опечатка тиражировалась веками (Сарей амеа 3:1).
Помимо большинства трактатов Талмуда, Бах внес корректорскую правку в комментарии Раши и тосафистов, а также в кодексы Рифа (см.), Роша (см.) и р. Мордехая бар Гилеля (Мордехай; см.).
В классических изданиях Талмуда и названных кодексов редакторские примечания Баха, Агаот а-Бах, напечатаны рядом с основным текстом — и нет почти ни одного листа, где бы не было этих правок.
Из его многочисленных учеников наибольшей славой пользовались р. Давид Алеви (Таз; см.), автор книги Турей заав, и р. Менахем-Мендель Крохмаль (см.), главный раввин Моравии. Р. Давид Алеви взял в жены Ривку, дочь своего наставника.
В последние годы жизни Бах готовился к переезду в Землю Израиля, но не успел осуществить этот замысел. Он умер в Кракове, в 5400 /1640/ году, на пороге своего восьмидесятилетия — и, согласно еврейскому календарю, на рубеже двух веков.
Кабалисты, причастные к тайнам Небесного Суда, утверждают, что за всю свою жизнь Бах совершил лишь одно прегрешение, да и то ненамеренно: однажды проходя по улице мимо быка и осла, запряженных в одну упряжку, он чихнул — от внезапного звука животные шарахнулись и прошли несколько шагов. Получилось, что Бах невольно преступил запрет Торы «Не паши на быке и осле, запряженных вместе» (Дварим 22:10), ведь этот запрет подразумевает также совместное использование двух видов животных для перемещения груза или повозки (Праким бетолдот Исраэль т.2).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»