Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме раби Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах раби Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, — ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Раби Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали раби Исраэлю зерно и сазали, что вернутся за деньгами позднее. Община было спасена от гибели, — а «арабские купцы», которых так ждал получивший деньги из Европы раби Исраэль, никогда уже вернулись (Маасей авотейну, Микец).

Раби Исраэль бар Шмуэль Ашкенази из Шклова (ок. 5530-5599 /ок. 1771—1839/ гг.) — ученик Виленского Гаона, один из руководителй ашкеназской общины Земли Израиля.

Был магидом (общественным) проповедником в белорусском городе Шклове.

В 5557 /1797/ году, в возрасте двадцати семи лет, раби Исраэль пришел к Виленскому Гаону и стал его ближайшим учеником в последний период его жизни.

Раби Исраэль вспоминал: «Всевышний удостоил меня постоянно видеть лицо царя в его повседневной жизни — последние полгода, до того, как он был призван в Небесную Ешиву. И я удостоился служить ему, как раб царю, последние двадцать дней перед его кончиной: много раз я читал ему и учился вместе с ним, и не отступал от него ни на шаг — до тех пор, пока он не был забран от нас» (Предисловие к книге Биур Агра). После смерти Виленского Гаона, последовавшей в месяце тишрей 5558/1797/ года, раби Исраэль возвратился в Шклов, где в течение десяти последующих лет продолжал свою деятельность в качестве общественного проповедника и преподавателя Торы.

В эти годы он по просьбе сыновей Гаона обрабатывал его рукописи, подготавливая к печати примечания Гаона к алахическому кодексу Шульхан арух. Эти краткие заметки были сделаны Гаоном, в основном, на полях самого кодекса, для себя. Они включали не только редакционную правку и библиографические указания, но и многочисленные законодательные решения — по многим вопросам Гаон полемизировал с величайшими из мудрецов прошлых веков: Рифом, Рамбамом и, даже с раби Йосефом Каро, составителем Шульхан аруха. При подготовке примечаний к печати было необходимо, тщательно изучив источники, расшифровать многие сокращения и дополнить пропущенные слова, а порою и части фраз. В 5563/1803/ году раби Исраэль издал в шкловской типографии примечания Гаона к разделу Орах хаим (Образ жизни), а в 5566/1806/ году — к разделу Йорэ деа (Наставляющий знанию). В большинстве современных изданий кодекса Шульхан арух эти примечания, озаглавленные Биур Агра (Разъяснения Гаона раби Элияу), печатаются рядом с основным текстом — они тщательно иузчаются в ешивах и широко используются раввинами для установления законодательных норм.

В 5569/1809/ году раби Исраэль осуществил свою давнюю мечту; вместе со своей семьей и группой последователй Гаона он отправился на Святую Землю.

Еще Виленский Гаон в последние годы своей жизни советовал ученикам оставить Европу. Он предупреждал раби Исраэля, что «на мир надвигается великий духовный смерч, и возникнут особые проблемы с воспитанием сыновей и дочерей — и уцелеть удастся быть может, лишь на Земле Израиля (р. Дов Элиах, Агаон с.472)».

Прибыв на Святую Землю в самом начале 5570/1810/ года, они поселились в Цфате, где уже существовала община «литваков», основанная раби Менахемом-Мендлом из Шклова, старшим другом раби Исраэля.

В Цфате раби Исраэлю удалось создать ешиву, в которой углубленно изучались Талмуд и кодекс Шульхан арух — вместе с недавно изданными примечаниями Виленского Гаона.

Раби Исраэль поддерживал дружеские отношения и с последователями раби Шнеура-Залмана из Ляд (Алтер Ребе), живущими в Цфате, — он даже принял некоторых из них в свою ешиву (Сарей амеа 6:7).

Спустя всего лишь несколько месяцев раби Исраэль был вынужден вернуться в Европу с целью сбора средств для цфатской общины.

«Мне было очень тяжело покидать нашу Святую Землю, к которой я уже привязался и которую полюбил больше всего на свете, — вспоминал впоследствии раби Исраэль, но я видел, что приехавшие сюда лишены всякого пропитания. И тогда я поднялся и в конце зимы 5570 года, после Пурима, отправился в Акко, а оттуда в Стамбул. Вследствие войны русских с турками, которая велась в те дни, морские ворота России были закрыты, и мне пришлось добираться сушей, через бескрайние степи и высокие горы. …На пути долгих скитаний милосердный Б-г избавил меня от многих бед и опасностей — и, в конце концов, привел к дому нашего наставника раби Хаима из Воложина» (Толдот хохмей Йерушалаим ч.4).

Посетив целый ряд общин Белоруссии, Литвы и Польши, раби Исраэль при помощи раби Хаима из Воложина организовал постоянный фонд для поддержки поселенцев в Земле Израиля.

В 5572/1812/ году, воспользовавшись своим пребыванием в литовском крае, раби Исраэль издал в минской типографии свой комментарий на один из наиболее сложных трактатов Иерусалимского ТалмудаШекалим. В основу этого комментария он положил рукописные заметки Виленского Гаона, находившиеся в его распоряжении.

В своем комментарии раби Исраэль помогал читателю разобраться в «тайнописи» Гаона. В предисловии к этой книге он отмечал, что заметки Гаона «были написаны очень и очень кратко, … поскольку он их делал исключительно для себя». По этой причине «главы поколения даже собирались спрятать его заметки, ведь тот, кто еще не научился свободно плавать океане Талмуда и не исследовал рукописное наследие Гаона с необходимым усердием и прилежанием, — тот наверняка обнаружит в этих заметках места, на первый взгляд, противоречащие друг другу, а также мнения, противоречащие словам мудрецов прежних поколений и даже словам Талмуда. Но такое впечатление будет иллюзорным, проистекающим от неведения и от ограниченности ума».

В 5573/1813/ году раби Исраэль возвратился в Цфат в самый разгар губительной эпидемии, скосившей около трети еврейского населения города.

Взяв с собой семью, раби Исраэль бежал от эпидемии в Йерушалайм, но уже в пути умерла его жена, а по прибытии в Йерушалаим, — семнадцатилетний сын. Чуть позднее мор скосил восемнадцатилетнюю дочь и ее мужа, оставивших после себя маленького ребенка. Последними жертвами эпидемии стали два его младших сына и дочь. На попечении раби Исраэля остались лишь единственная уцелевшая дочь и внук-младенец. Однако, не прошло много времени, как, заразившись от кого-то из умерших, раби Исраэль тоже тяжело заболел. И тогда, обращаясь с молитвой ко Всевышнему, он дал обет: если он излечится, то напишет книгу, посвященную заповедям, выполнение которых возможно лишь на Земле Израиля. Вскоре после выздоровления раби Исраэль получил известие о том, что его родители, остававшиеся в Цфате, погибли во время происшедшего там землетрясения (Предисловие к книге Пеат ашульхан; Гдолей адорот).

После завершения эпидемии раби Исраэль возвратился в Цфат и спустя некоторое время вторично женился.

В 5576/1816/ году он был избран главою цфатской общины — после того, как ее прежний руководитель, раби Менахем-Мендл из Шклова, окончательно переселился в Йерушалаим.

Кождое утро, после молитвы, раби Исраэль давал урок по очередному листу Талмуда и по недельной главе Торы с комментарием Раши — так, чтобы его ученики смогли за год завершить изучение Пятикнижия, а за семь лет — изучение всего Талмуда (Корот аэйтим).

В месяце хешване 5591/1830/ года, стремясь приблизить приход Машиаха, раби Исраэль направил специального посланца на поиск «десяти потерянных колен» народа Израиля.

Когда сведения о том, что «потерянные колена» скрываются в пустынях Йемена, дошли до раби Исраэля, он попытался сразу установить с ними связь — ведь, согласно предсказанию мидраша, «в будущем евреи из колен Йеуды и Биньямина отправятся к десяти коленам, чтобы привести их в Землю Израиля и удостоиться вместе с ними эпохи Машиаха» (Ялкут Шимони, Шир аширим 1). Раби Исраэль направил в Йемен своего представителя, раби Баруха из Пинска, снабдив его письмом к правителю разыскиваемых колен. В этом послании излагалась история евреев, начиная с той поры, когда колено Йеуды и часть колена Биньямина разлучились с остальными коленами, и до времени Виленского Гаона. В заключение письма раби Исраэль выражал надежду, что приезд учеников Гаона на Землю Израиля станет первой волной всеобщего возвращения.

Три года спустя он получил письмо, в котором его посланец сообщал о первых контактах, установленных с представителями «потерянных колен», однако вскоре после этого, в месяце шват 5594/1834/ года, раби Барух из Пинска был убит по приказу арабского правителя Йемена, и его миссия осталась незавершенной (Везэ шаар ашамаим с. 229—230).

Раби Исраэль не раз выручал свою общину от нависшей опасности. Летом 5594/1834/ года арабы и друзы Земли Израиля восстали против египетского паши, отвоевавшего страну у турок. Восставшие осадили крупные города, где были еврейские общины, — Йерушалаим, Хеврон и Цфат. Восьмого сивана они овладели Цфатом, однако, следуя приказу раби Исраэля, евреи успели уйти из города и укрылись в соседней горной деревне Эйн-Зейтим. Повстанцы разграбили еврейский кваратал, в числе прочего они разгромили еврейскую типографию и рассыпали набор новой книги раби Исраэля, над которой он напряженно работал в течение последних двадцати лет — книги Пеат ашульхан (Край стола), которую он дал обет написать, находясь на пороге смерти в дни эпидемии. Несмотря на заставы, установленные повстанцами на дорогах, раби Исраэлю удалось переправить письма с просьбой о помощи в Бейрут, где располагались консульства европейских государств, — ведь евреи Цфата были выходцами из российской империи и поэтому по-прежнему находились под ее патронажем. Под дипломатическим нажимом эмир Ливана направил свои войска на помощь цфатскому гарнизону, и осада с города была снята (Сарей амеа 6:8; Везэ шаар ашамаим с. 207—208).

В 5596/1836/ году книга Пеат ашульхан, наконец вышла в свет. В ней раби Исраэль изложил концепцию Виленского Гаона по поводу особых заповедей Земли Израиля — в первую очередь, связанных с сельскохозяйственным трудом и землепользованием.

«Многочисленными страданиями я приобрел почетное право прожить на этой земле вот уже двадцать семь лет, — писал он в предисловии к этой книге. — …С того дня, как я поселился здесь, в святом наделе Всевышнего, я пережил страх и мор, войны и голод. …Но, полагаясь на Б-га, я всегда обретал спасение и поддержку, и всеми своими силами я служил народу Святой Земли, направляя, с Б-жьей помощью, свою святую общину».

В 5597/1837/году, когда Цфат был разрушен новым землетрясением, сам раби Исраэль находился в Йерушалаиме — однако часть его семьи погибла.

Тысячи евреев были погребены под обломками своих домов. Большинство уцелевших в этой катастрофе переселилось в Йерушалаим.

Раби Исраэль также остался в Йерушалаиме и возглавил ашкеназскую общину святого города. Он построил новый дом молитвы, вокруг которого объединились выходцы из Цфата. Эта синагога была названа Суккат шалом (Куща мира).

Предание свидетельствует, что в Йерушалаиме раби Исраэль удостоился открытого чуда. В год засухи запасы хлеба закончились и община находилась на пороге голодной смерти. В довершение всех бед община не получила денежной поддержки, ожидаемой из Европы. Перед праздником Песах раби Исраэль созвал старейшин общины, чтобы обсудить положение, — ведь евреи даже не могли испечь мацу для выполнения заповеди. После этого собрания ему сказали, что его ожидают несколько арабских купцов. Арабы сообщили, что им удалось купить большую партию зерна, и они готовы перепродать весь товар. Раби Исраэль объяснил им, что сейчас не располагает деньгами, но, к его удивлению, купцы заявили, что готовы положиться на честное слово раввина. Не попросив даже аванса, они передали раби Исраэлю зерно и сазали, что вернутся за деньгами позднее. Община было спасена от гибели, — а «арабские купцы», которых так ждал получивший деньги из Европы раби Исраэль, никогда уже вернулись (Маасей авотейну, Микец).

Раби Исраэль из Шклова умер девятого сивана 5599 /1839/ года, находясь на лечении на водах Тверии. Похоронен в Тверии.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами