Заслуги — это поступки, достойные признания и уважения. Разница между общепринятым и еврейским взглядом на заслуги принципиальна: ведь заслуги в иудаизме — это не те поступки, которые одобряются обществом, а те, что являются достойными в глазах Творца. Заслуги приобретаются, теряются, передаются следующим поколениям и даже распространяются на тех, кто уже покинул этот мир.
Оглавление
Кто грешник, а кто — злодей? [↑]
Рамбам в «Законах раскаяния» объясняет, что у каждого человека есть заслуги и грехи. Тот, у кого больше заслуг, чем грехов, — праведник; тот, у кого больше грехов, чем заслуг, — злодей; у кого пополам, — тот средний. Заслуги и грехи могут быть и у города, и у страны, и у континента, и у всего мира.
Бывает, что одна заслуга может компенсировать несколько грехов, и наоборот — один грех может «перевесить» несколько заслуг. Но кто же все это взвешивает и кто решает? Ни сам человек, ни его близкие, ни общество не могут знать его истинных заслуг. Только Вс-вышний знает, как сопоставить заслуги против грехов, и только Он взвешивает заслуги человека в час его смерти, а также из года в год — в праздник Рош аШана.
Получается, что заслуги — это что-то вроде валюты, которая находится в обороте как в этом мире, так и в мире Грядущем, и мы стараемся «заработать» как можно больше этой «валюты» — но посчитать «содержимое своего кошелька» нам не дано. Заслуги могут передаваться от поколения к поколению, стираться, приобретаться, переходить на другого человека. Как же мы приобретаем заслуги?
Заслуги и усилия [↑]
Хотя нам неведомы решения Вс-вышнего, но мудрецы открыли нам, в каком направлении мы можем рассуждать, пытаясь оценить собственные заслуги. Известно, что дурные наклонности и привычки изменить человеку очень трудно — это требует от него постоянного самоконтроля, дисциплины, выдержки и оптимизма. Поэтому заслуги двух людей, решивших изменить своё поведение в какой-то определенной сфере, могут оценивать по-разному.
Допустим, спокойный человек и гневливый человек приняли решение целый месяц не повышать ни на кого голос. Очевидно, что гневливому это будет сделать гораздо труднее, а значит, и его заслуга будет выше.
Избавление взамен на свечи? [↑]
В Устном Предании есть множество мест, где говорится, что кто-то удостоился чего-то в заслугу за чей-то праведный поступок. Например, сказано, что еврейский народ удостоится Избавления в заслугу за зажигание женщинами субботних свечей.
Все добрые дела, совершенные человеком, показывают, что и в его корне, и в цепочке поколений до него, — было заложено это добро. Будучи раскрытым, это добро засчитывается в качестве заслуги и будущим, и предыдущим поколениям.
Но это верно не только в отношении прямых предков. Сказали мудрецы, что каждый, кто изучает комментарий или книгу уже ушедшего автора, добавляет ему заслуг. И если доброе дело, совершенное человеком, продолжает приносить плоды даже спустя поколения, это добавляет заслуг ему, его душе.
О нашем учителе Моше написано, что он наделил общество заслугами. За все добрые дела, которые еврейский народ совершил в течение всех поколений, Моше рабейну получает долю в Будущем мире.
Заслуги есть даже у злодеев — потому что не всегда мы приобретаем заслуги благодаря своим хорошим намерениям. Если даже хорошего намерения не было, а результат действий оказался во благо — такой поступок достоин признания.
Например, именно Ог, царь Башана, большой злодей, сообщил нашему праотцу Аврааму, что его племянник Лот схвачен. Талмуд говорит, что заслуга Ога состояла в том, что он не поленился пуститься в путь и пройти определенное расстояние, чтобы сказать Аврааму, что его племянник Лот томится в плену.
Если даже заслуги злодеев спасают их (как мы знаем, Ог выжил после Потопа), то что уж говорить о заслугах праведников! В трактате Шаббат (лист 89) сказано, что по приговору Небес Яаков должен был спуститься в Египет, закованный в кандалы. Но заслуги перед Творцом избавили и его самого от этого страшного испытания, и всех его сыновей, когда они спускались в Египет, в свою очередь.
Потерять заслуги [↑]
После Исхода из Египта евреи совершили два главных проступка: грех золотого тельца и грех разведчиков. И дважды Моисей молил Всевышнего о прощении, заступаясь за свой народ. И если после греха золотого тельца Моисей просил Всевышнего вспомнить о заслугах отцов, то почему после греха разведчиков он даже не упоминает об этом?
Отвечая на этот вопрос, Рамбан пишет странную, на первый взгляд, вещь: «Из-за греха разведчиков евреи потеряли заслуги отцов!». Как можно потерять заслуги праотцов — ведь они никуда не исчезли? Объясняет Рамбан, что Авраам, Ицхак и Яаков любили землю Израиля и не видели в ней недостатков. Однако разведчики оклеветали эту землю, а весь еврейский народ плакал, выслушав их рассказ и поверив им, — и этим они показали, что потеряли любовь к Земле Израиля и свернули с дороги отцов — поэтому их заслуги уже «не работают», ведь заслуги отцов — это не что-то внешнее! Добрые качества отцов продолжают жить в душах детей. Потому все то время, что дети идут по дороге отцов, они обладают заслугами отцов. И если сворачивают с дороги отцов, то теряют и заслуги.
Очевидно, что верно и обратное: если дети идут по стопам отца-преступника, то наказание настигает их, а если они выбирают свернуть с преступного пути, то этим они отделяют себя от зла предыдущих поколений.
В книге Сефер Хасидим рабби Йеуды а-Хасида говорится еще об одном способе лишиться своих заслуг. Если один человек прилюдно позорит, унижает другого — его заслуги переходят к тому, кому он нанес обиду.
Грехи превращаются в заслуги [↑]
Есть в еврейском мировоззрении и такое понятие: «грехи превращаются в заслуги». Как это может быть, ведь грех человека — это зло, и своим проступком он делает мир хуже, — как же грех может превратиться в заслугу?
Ключом к пониманию этого превращения является любовь. Когда человек полностью раскаивается в своем нарушении, прегрешении или преступлении — и делает это из любви к Б-гу, его нарушения превращаются в заслуги. Любовь и устремление к Вс-вышнему — меняют всё.
Но если раскаяние происходит из страха перед наказанием, — получается, что человек делает это ради себя, ради своего благополучия. Но и такое раскаяние приносит ему благо: в глазах Творца его сознательные нарушения превращаются в нечаянные.
*** [↑]
Заслуги — это то, к чему стремится каждый человек: всем нам необходимо признание и уважение. Но только заслуги в глазах Творца дают наполненность и смысл нашей жизни в этом мире и в мире Грядущем.