Темы: Ислам, Галут, История, Диаспора, С. Бернфельд
Медина — второй по святости город мусульман (Аравийский п-ов) в Хиджазе, расположен в 250 милях к северу от Мекки; бывшая столица Мухаммада, куда он бежал из Мекки. Здесь же находится его гробница.
Согласно арабским преданиям, Хиджаз и Ятриб были первоначально населены амалекитянами, которых затем вытеснили евреи. О последнем событии сообщают по-разному: в одних источниках говорится, что это произошло при Моше (Китаб аль-Агани IV , 263), по другим источникам — при Йеошуа Бин-Нуне, третьи относят это ко временам царя Давида, который будто бы сюда бежал во время восстания Авшалома.
По-видимому, евреи поселились в Хиджазе после завоевания Иерусалима Невухаднецаром. Возможно, переселялись они постепенно, после нашествия Помпея (64 год до н.э.), покорения Иудеи Титом (70 год н.э.), затем во время преследований Адриана (136 год н.э.). Богатое и процветающее население было в Ятрибе, где евреи имели свои укрепления.
Важнейшие еврейские роды были Бану Кайнука, Бану Курайша и Бану Надир. Последние два назывались ещё Аль Кагинан, считая своё происхождение от Аарона. С 4-го века началось наступательное движение арабских племён на евреев Медины. Племена эти делились на два клана — Бану Аус и Бану Хазрадж. Вероломно убив старейшин евреев, к концу 5-го века арабы достигли первенствующего положения в Медине.
Евреи находились на заднем плане в течение целого столетия. За несколько лет до Хиджры евреи приняли деятельное участие в битве между Бану Аус и Бану Хазрадж. Бану Надир и Бану Курайша сражались на стороне Бану Аус, Бану Кайнука были на стороне Бану Хазрадж. Победа осталась за первыми.
Присутствие евреев в Медине облегчило распространение учения Мухаммада. На первых порах Мухаммад относился к евреям дружелюбно. Впоследствии он стал притеснять евреев Медины, а затем решил покончить с евреями, видя в них постоянную опасность для своего учения.
Мухаммад осадил племя Бану Кайнука, и через 15 дней те сдались. Они переселились на север, ослабив силы оставшихся евреев. Летом 625 года Мухаммад напал на племя Бану Надир. Последние вынуждены были сдаться и переселиться в Хайбар и Сирию. Остались лишь курайшиты. Многие еврейские изгнанники возбуждали против Мухаммада арабские племена и курайшитов. Мухаммаду удалось поссорить союзников, осаждавших Медину; посреди штурма те бросили евреев, оставив курайшитов без помощи. Мухаммад выступил против курайшитов. Те сдались. Решить их судьбу было предоставлено Саиду ибн Муат, и, несмотря на заступничество его племени, все мужчины Бану Курайша, числом 750, были преданы смерти, а жёны и дети проданы в рабство.
В Медину был запрещён въезд как евреям, так и христианам.
Читайте: Иудаизм и Ислам
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»