Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Добрые дела, Изучение Торы, Хасиды, Александр Кац, Заслуги
Раби Авраам бар Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней незер; 5599—5670 /1839—1910/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.
Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод (Маасе рокеах; см.), родословная которого восходила к Раши (см.) и далее — к царю Давиду.
В детстве прославился как илуй (вундеркинд).
Почетного права взять его себе в зятья добивались такие прославленные хасидские праведники, как р. Хаим из Цанза (см.), р. Менахем-Мендл из Коцка (Сараф из Коцка; см.) и р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.).
В четырнадцать лет женился на дочери р. Менахема-Мендла из Коцка. В течение шести лет жил в доме тестя, ставшего его основным наставником.
По его собственному признанию, именно от тестя он воспринял «истоки мудрости и пути углубленного познания Торы» (Гдолей адорот).
Несмотря на слабое здоровье, р. Авраам занимался с исключительным усердием — весь день и значительную часть ночи. Все, что он изучал, он произносил слух, — и получалось, что практически все время, когда он бодрствовал, из его уст звучали слова Торы (там же).
После смерти Сарафа из Коцка, последовавшей в 5619 /1859/ году, р. Авраам стал хасидом р. Ицхака-Меира из Гуры, унаследовавшего «двор» Сарафа из Коцка.
В течение ряда лет был раввином в небольших польских городках Парчеве (севернее Люблина), Крушвице и Носельске, а затем возглавил крупную общину г. Сохачева, около Варшавы. В Сохачеве основал ешиву.
В 5630 /1870/ году, после смерти р. Ханоха-Эниха из Александра (см.), который был духовным наследником Сарафа из Коцка и р. Ицхака-Меира из Гуры, значительная часть хасидов признала р. Авраама из Сохачева своим наставником — и в Сохачеве возник новый «двор».
«Когда я согласился стать хасидским наставником, — признавался позднее р. Авраам из Сохачева, — я надеялся, что ко мне будут приезжать лишь несколько сотен серьезных знатоков Торы, …которым я действительно смогу принести много пользы. …Но поскольку у хасидов принято возвеличивать своего “ребе” и рассказывать про него всякие чудеса, ко мне стали приезжать и самые простые евреи — даже ремесленники и торговцы, с которыми у меня вообще не было никаких точек соприкосновения. Мне было очень тяжело выслушивать их разговоры и просьбы, и в то же время, чувство милосердия не позволяло отправлять их ни с чем, — и из-за этого приходилось надолго забрасывать занятия Торой. Ведь, в основном, они желали чисто материальных вещей — заработка, исцеления и т.п., и помочь им в этом было не всегда просто. Относительно легко мне давалось освобождение их или их детей от рекрутского набора: я брался за изучение Талмуда, имея в виду помочь им, и если мне удавалось разрешить какую-либо сложную проблему, мое открытие вызывало в высших мирах соответствующие изменения, заставляющие представителей властей освободить данного еврея от рекрутского призыва, — эту тайну я постиг, изучая слова Талмуда в трактате Санхедрин (30б). Однако исцелить больного, жизнь которого находится в опасности, несравненно сложнее — потому что здесь очень многое зависит от его душевных качеств» (Гдолей адорот).
В последний период жизни р. Авраам из Сохачева стал одним из духовных лидеров евреев Польши — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
После его смерти сотни его респонсов были собраны в книгу Авней незер (Камни царского венца) — в последующих поколениях эта книга стала одним из авторитетных источников для установления алахических норм.
Р. Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева (Сохачевер), умер одиннадцатого адара 5670 /1910/ года — на семьдесят втором году жизни.
Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Шмуэль из Сохачева (Шем миШмуэль; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»