Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Добрые дела, Изучение Торы, Хасиды, Александр Кац, Заслуги
Раби Авраам бар Нахум-Зеев Борнштейн (Сохачевер; Авней незер; 5599—5670 /1839—1910/ гг.) — выдающийся законоучитель и хасидский наставник.
Прямой потомок знаменитого кабалиста р. Элазара Рокеаха из Брод (Маасе рокеах; см.), родословная которого восходила к Раши (см.) и далее — к царю Давиду.
В детстве прославился как илуй (вундеркинд).
Почетного права взять его себе в зятья добивались такие прославленные хасидские праведники, как р. Хаим из Цанза (см.), р. Менахем-Мендл из Коцка (Сараф из Коцка; см.) и р. Ицхак-Меир Алтер из Гуры (Хидушей Арим; см.).
В четырнадцать лет женился на дочери р. Менахема-Мендла из Коцка. В течение шести лет жил в доме тестя, ставшего его основным наставником.
По его собственному признанию, именно от тестя он воспринял «истоки мудрости и пути углубленного познания Торы» (Гдолей адорот).
Несмотря на слабое здоровье, р. Авраам занимался с исключительным усердием — весь день и значительную часть ночи. Все, что он изучал, он произносил слух, — и получалось, что практически все время, когда он бодрствовал, из его уст звучали слова Торы (там же).
После смерти Сарафа из Коцка, последовавшей в 5619 /1859/ году, р. Авраам стал хасидом р. Ицхака-Меира из Гуры, унаследовавшего «двор» Сарафа из Коцка.
В течение ряда лет был раввином в небольших польских городках Парчеве (севернее Люблина), Крушвице и Носельске, а затем возглавил крупную общину г. Сохачева, около Варшавы. В Сохачеве основал ешиву.
В 5630 /1870/ году, после смерти р. Ханоха-Эниха из Александра (см.), который был духовным наследником Сарафа из Коцка и р. Ицхака-Меира из Гуры, значительная часть хасидов признала р. Авраама из Сохачева своим наставником — и в Сохачеве возник новый «двор».
«Когда я согласился стать хасидским наставником, — признавался позднее р. Авраам из Сохачева, — я надеялся, что ко мне будут приезжать лишь несколько сотен серьезных знатоков Торы, …которым я действительно смогу принести много пользы. …Но поскольку у хасидов принято возвеличивать своего “ребе” и рассказывать про него всякие чудеса, ко мне стали приезжать и самые простые евреи — даже ремесленники и торговцы, с которыми у меня вообще не было никаких точек соприкосновения. Мне было очень тяжело выслушивать их разговоры и просьбы, и в то же время, чувство милосердия не позволяло отправлять их ни с чем, — и из-за этого приходилось надолго забрасывать занятия Торой. Ведь, в основном, они желали чисто материальных вещей — заработка, исцеления и т.п., и помочь им в этом было не всегда просто. Относительно легко мне давалось освобождение их или их детей от рекрутского набора: я брался за изучение Талмуда, имея в виду помочь им, и если мне удавалось разрешить какую-либо сложную проблему, мое открытие вызывало в высших мирах соответствующие изменения, заставляющие представителей властей освободить данного еврея от рекрутского призыва, — эту тайну я постиг, изучая слова Талмуда в трактате Санхедрин (30б). Однако исцелить больного, жизнь которого находится в опасности, несравненно сложнее — потому что здесь очень многое зависит от его душевных качеств» (Гдолей адорот).
В последний период жизни р. Авраам из Сохачева стал одним из духовных лидеров евреев Польши — из многих общин диаспоры к нему обращались за решением спорных вопросов.
После его смерти сотни его респонсов были собраны в книгу Авней незер (Камни царского венца) — в последующих поколениях эта книга стала одним из авторитетных источников для установления алахических норм.
Р. Авраам Борнштейн, Ребе из Сохачева (Сохачевер), умер одиннадцатого адара 5670 /1910/ года — на семьдесят втором году жизни.
Во главе хасидского «двора» его сменил сын р. Шмуэль из Сохачева (Шем миШмуэль; см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Жена Михаль упрекнула веселящегося Давида. Однако мудрый царь не прекратил радоваться воле Творца.
Рав Гавриэль Фельдман
Согласно еврейской традиции Акра — это древняя «крепость Цион», захваченная Давидом у йевусеев при завоевании Йерушалаима и ставшая местом его резиденции
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
9 Ава римляне поджигают Иерусалимский Храм
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Журнал «Мир Торы»
Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах
Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли