Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель из Барселоны

Раби Ицхак бар Шешет (Риваш; 5086-5168 /1326-1408/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в Барселоне. Ближайший ученик Рана.

В 5130 /1370/ году по клеветническому доносу был подвергнут заключению — вместе со своим наставником Раном и другими главами еврейской общины Барселоны.

После освобождения переехал в Сарагосу и стал раввином этого города, а также главой основанной им ешивы. В более поздний период был раввином и главой ешивы в Валенсии.

В дни антиееврейских гонений 5151 /1391/ года Риваш был вынужден покинуть Испанию.

Череда погромов началась с Севильи, где отряды черни, возглавляемые монахом Фернандом Мартинесом, уничтожили шесть тысяч евреев. Затем погромщики двинулись на Кордову, Толедо, и, наконец, на Валенсию, где еврейскую общину возглавлял Риваш. Далее они проследовали в Барселону и Сарагосу… Всего было уничтожено семьдесят общин, убито более ста тысяч евреев, многие были насильно крещены или проданы в рабство арабам.

Бежав на корабле, Риваш достиг острова Майорка, принадлежавшего Испании; но и там начались преследования, и ему пришлось вновь отправиться в плавание, на этот раз к северным берегам Африки. В конце концов, он оказался в Алжире, где стал даяном (судьей), а затем главой еврейской общины.

Риваш был одним из наиболее авторитетных законоучителей — из многих общин диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов. В числе первых ему довелось исследовать алахические вопросы, связанные с «маранами» — насильно крещеными евреями.

Сохранившиеся его респонсы были собраны в книгу Тшувота-Риваш (Ответы Риваша). Эта книга впервые напечатана в 5307 /1547/ году, в типографии г. Кушты.

Написал также хидушим (аналитические заметки) к ряду трактатов Талмуда. Сохранившиеся фрагменты из них приведены в сборнике Шита мекубецет, составленном р. Бецалелем Ашкенази.

Умер Риваш в Алжире.

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.