Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль

Эрец Исроэль — эти слова приводят в трепет сердце каждого еврея, где бы он ни жил, потому что Святая Земля — одно из самых святых мест на планете для всех нас. Только здесь можно исполнить все заповеди Торы, именно сюда стекаются молитвы со всего мира и отсюда они поднимаются на Небеса, именно здесь человек ближе всего к Б-гу и способен достичь истинного совершенства и святости. Если задаться целью собрать все изречения мудрецов, говорящих об уникальности Земли Израиля, то можно составить целую книгу, включающую в себя десятки цитат. Из еврейских книг, подробно и всесторонне раскрывающих эту тему, можно собрать большую библиотеку. На протяжении всей истории евреи стремились прийти сюда, чтобы в чистоте и святости постигать мудрость Торы и служить Всевышнему, а те, кто не имел такой возможности, жертвовали деньги мудрецам, жившим в Эрец Исроэль, чтобы хотя бы таким образом присоединиться к мудрости Торы Святой Земли. Каждый мечтал быть похороненным здесь или хотя бы иметь горсть этой земли на могиле, ведь земля Эрец Исроэль очищает и искупает, а ее воздух дарует мудрость и святость.

Каждый, кто посещал могилы праведников, знает, что у входа в надгробный склеп на могиле Бааль Шем Това снимают обувь. Земля, в которой похоронен праведник, свята, это земля самой Эрец Исроэль. Однажды зимой раби Менахем Нухем из Чернобыля — автор книги «Меор Эйнаим», благословенна память о праведнике, приехал на могилу Бешта. При входе он снял обувь и вошел внутрь. Раби долго молился, и сопровождающие, что ждали его снаружи, замерзли. Когда он, наконец, вышел, все были удивлены, что он сумел так долго молиться, стоя босиком на промерзшей земле в сильный мороз.

— Земля на могиле Бааль Шем Това — это земля Эрец Исроэль, — ответил раби Менахем Нухем, — а там сейчас тепло. Чем одухотвореннее человек, тем больше он любит Святую Землю, и его трепет перед ней сильнее. Однажды была большая праздничная трапеза, на которой присутствовали авторитетные раввины, и среди них восемь сыновей святого Магида из Чернобыля. В разгар торжества на стол подали бутылку вина, привезенную из Эрец Исроэль. Каждый по очереди пил вино, восхваляя его вкус и прекрасную страну, где оно сделано. Но младший из сыновей Магида — раби Йоханан из Рахмистровки, благословенна память о праведнике — отказался даже попробовать это вино, когда подошла его очередь.

— Дело в том, что я плохо разбираюсь в вине, — объяснил он, — так что лучше совсем не буду его пить. Ведь, попробовав, я могу подумать о нем плохо, а плохие мысли об этом вине — это плохие мысли о самой Эрец Исроэль, не дай Б-г.

В связи с этим может возникнуть закономерный вопрос: что изменилось в наши дни? С одной стороны, сегодня Эрец Исроэль совершенно доступна и открыта для всех. Каждый еврей может сюда приехать, у любого из нас есть реальная возможность здесь жить. Миллионы евреев постоянно живут в Эрец Исроэль — то, что когда-то это казалось далекой несбыточной мечтой, осуществилось. Еще миллионы регулярно навещают Святую Землю. В Эрец Ис-роэль восстановлен из руин Катастрофы целый мир Торы. Тысячи и тысячи евреев серьезно изучают ее и скрупулезно исполняют ее законы. С другой стороны, здесь создано нормальное современное западное общество, и страна под названием Израиль выглядит внешне точно также, как остальные страны мира, да смилостивится над нами Творец. Здесь царит тяжелая в моральном и духовном смысле атмосфера. Как это возможно, что случилось с Эрец Исроэль? Почему ее святость «не действует», и миллионы евреев сегодня живут здесь вне еврейской традиции?

Ответы на все вопросы следует искать в Торе. Давайте начнем с самого начала, то есть с Ав-раама. Рассказ об Аврааме Тора начинает с «Лех леха» — Всевышний повелел Аврааму подняться в Эрец Исраэль, в «Землю, которую Я тебе покажу». Рамбан пишет, что Авраам, живший в Харане, в области, соседствующей с Эрец Ис-раэль, не мог не знать до «Лех леха» о ее существовании. Более того, скорее всего он неоднократно в ней бывал и раньше. Поэтому слова «которую Я тебе покажу» не могут означать, что Всевышний просто укажет Аврааму, где находится Эрец Исраэль. Эта фраза сообщает нам, что теперь Творец раскрывает перед Авраамом ее святость, давая понять, что это особая страна — Дворец Всевышнего. Авраам, который открыл для себя веру в единого Б-га и учил этому людей, наверняка и раньше знал об уникальности Эрец Исроэль. Но это было для него, как и для остальных, больше философией, абстрактными рассуждениями и историями. Повелев Аврааму подняться в «Землю, которую Я тебе покажу», Всевышний открыл ему святость этой страны на деле, и благодаря этому Авраам начинает подниматься все выше и выше, постепенно двигаясь в сторону самой большой святости — к Иерусалиму.

Уникальность Земли Израиля в том, что эта материальная страна является физической формой, выражающей духовную реальность «Эрец Эльона» — Высшей Земли, как она называется в книгах. Б-жественное качество Малхут является конечной ступенью системы, по которой Б-жественная жизненная сила приходит в сотворенные миры. Малхут получает от качеств высших миров и передает конкретные плоды в наш мир, в форме, которую мы можем воспринять. Ор Малхут, Эрец Эльона, Эрец Исроэль — полученная и реализованная в конкретной форме жизненная сила распределяется по другим землям и странам. Таким образом, за обычными на первый взгляд камнями и деревьями нашей страны скрывается их душа, внутреннее содержание — Врата Небес — Центр, соединяющий наш мир со Всевышним.

Для того чтобы жить в Эрец Исроэль в полном смысле этого слова, недостаточно просто находиться на ее территории. Здесь еврей должен твердо знать и понимать, что это «Земля, которую Я тебе покажу», в которой через материальную форму проявляется целый мир духовности, и нужно быть готовым ее воспринимать. Только тогда он подключен к святости этой Земли, и пребывание в ней реально облагораживает и обогащает его. Без этого, где бы еврей физически не находился, он так и не поднялся сюда, и на самом деле не живет в Эрец Исроэль. Кто-то из праведников сравнивал эту страну с одеялом. Как известно, одеяло греет только того, в ком есть собственное тепло. Но того, кто сам совершенно холоден, оно не в состоянии согреть.

Однажды у меня в гостях в Субботу был шестидесятилетний гость — «бааль тшува» из России. После падения коммунизма он открыл собственный бизнес, успешно вел его и даже занимал пост экономического советника губернатора. Этот бизнесмен сделал «тшуву», стал соблюдать заповеди Торы и жить по ее законам за пару лет до визита ко мне. Я помню, с каким восхищением он смотрел вокруг, как жадно стремился понять и запомнить буквально все: синагоги, книги, обычаи, блюда еврейской традиционной кухни, просто пейзаж вокруг. В разговоре он не скрывал своих теплых и радостных чувств.

— Пойми, я в Израиле далеко не первый раз. Я здесь был и с футбольной командой, спонсором которой являлся, приезжал сюда и просто в качестве туриста. Но сейчас я все чувствую совершенно по-другому, у меня открылись глаза, — говорил он.

О том, что от отношения человека к этой Земле зависит его успех здесь, говорит раби Леви Ицхок из Бердичева, благословенна память о праведнике. В недельной главе «Шлах» в книге «Бемидбар» он разбирает сложнейший вопрос о причине греха разведчиков, который привел их, лидеров нашего народа, выдающихся мудрецов и праведников, а следом за ними и весь наш народ к катастрофе 9 Ава. История эта широко известна. Раби Леви Ицхок обращает внимание на то, что Тора, описывая задание, с которым Моше посылает разведчиков, использует слово «латур», а при описании того, что из этого вышло, используется слово «мераглим», образованное от корня глагола «лерагель». Действительно, эти два слова — почти синонимы, но, тем не менее, между ними существует разница.

Моше послал разведчиков «латур» Эрец Ис-раэль. «Латур» — от слова Тора: они должны были бы понять, что страна, обещанная Всевышним, это Святая Земля, наполненная духовностью высочайшего уровня. Моше послал именно их, мудрецов и праведников, а не просто специалистов военного дела и разведки, для того, чтобы придя в нее, они начали изучать Тору и служить Всевышнему. Это должно было пробудить духовную природу Земли, и она сама пожелала бы, чтобы евреи пришли сюда жить и служить Творцу. Тогда и материальные обстоятельства изменились бы, и ее завоевание и освоение проходило бы легко и просто. Но разведчики поняли свою задачу примитивно. Они осмотрели землю и оценили возможности ее завоевания без учета духовной компоненты. Это и привело их и весь народ к падению и катастрофе.

Эрец Исроэль, Святая Земля — эти слова приводят в трепет сердце каждого еврея, где бы он ни жил. Получение Эрец Исроэль, как и любое духовное продвижение — это дар свыше, которого нужно удостоиться, об этом необходимо молиться. Мы просим о том, чтобы подняться в Святую Землю и жить здесь, чтобы ее святость открылась нам и сделала нас чище и мудрее.

Раби Аврум Дов из Овруча, автор книги «Бат Аин», благословенна память о праведнике, был из тех, кто удостоился подняться в Эрец Исроэль. Он жил в Цфате. Наиболее известная история о нем связана со страшным землетрясением в этом городе, во время которого погибли тысячи людей. Но раби Аврум Дов сумел спасти евреев, бывших рядом с ним в тот трагический день, когда он не ушел из синагоги, как обычно, после утренней молитвы, а остался учиться в талесе и тфилин. Около полудня раби Аврум Дов закричал: «Все ко мне». Люди, находившиеся в тот момент в синагоге, побежали к нему, и тут начались подземные толчки. Землетрясение разрушило все вокруг, тысячи горожан погибли. Только та часть синагоги, где находился раби, не пострадала. Если вы посетите Цфат, то увидите эту синагогу, ту часть, где находился рабби из Овруча, и ту, что рухнула тогда с остальным городом, а сейчас восстановлена.

Известно, что спустя несколько месяцев после переезда на Святую Землю автор «Бат Аин» безо всякой видимой причины устроил большую праздничную трапезу, на которую пригласил много гостей. Во время трапезы он объяснил, что сегодня у него особый праздник. Еще живя за границей, раби неоднократно слышал от приезжающих из Эрец Исроэль евреев, какая это прекрасная страна, даже простые камни там сверкают и искрятся, как алмазы.

— Приехав, я ничего подобного здесь не увидел, — сказал раби из Овруча, — и понял, что причина во мне самом. Я слишком огрубел и потому не воспринимаю святость. Я много молился, и сегодня я впервые удостоился увидеть, что это, действительно, правда — даже простые камни Эрец Исроэль сверкают, поэтому сегодня у меня большой праздник.

Дай Б-г всем нам по-настоящему удостоиться Эрец Исроэль в полном смысле этого понятия, и дай Б-г, чтобы этот длинный, тяжелейший Га-лут, наконец, закончился, и мы удостоились прихода Машиаха вскоре, в наши дни!

Из журнала «Мир Торы»


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.

На тему недельной главы. Все что ни делается... Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.