Оглавление
Что такое выкуп первенца — «пидьйон а-бен»? [↑]
«Пидьйон а-бен» (дословно «выкуп сына») — это заповедь Торы: евреи обязаны выкупать своих сыновей-первенцев у коэна для того, чтобы освободить первенцев от священного статуса, которым те обладают по рождению. Выкуп осуществляется путем передачи коэну пяти особых монет — серебряных шекелей — или их стоимости.
Почему нужно выкупать первенцев?[↑]
Тора учит нас, что статус мальчика-первенца отличается от статуса остальных детей. Дело не только в том, что первенец получал двойную долю наследства и особые отцовские благословения. Его главная задача состояла в том, чтобы стать священником — служителем Б-га, и именно этому он должен был посвятить свою жизнь. Первенец автоматически предназначался Б-гу и становился священником (коэном) Всевышнего.
Исходу евреев из Египта предшествовали Десять казней, обрушенные Всевышним на египтян. Последним из этих ударов стала казнь первенцев, не пощадившая ни одну египетскую семью, но обошедшая стороной евреев. Во время казни первенцев в Египте существовала угроза и для еврейских первенцев, поскольку и они были небезгрешны. Тем не менее, они были спасены чудесным образом. В память об этом чудесном спасении мы выполняем заповедь выкупа первенца.
Кроме того, все первенцы, которые рождаются у евреев, освящены и принадлежат Б-гу. После Исхода из Египта все еврейские первенцы должны были стать священниками, но еврейский народ согрешил, создав золотого тельца. После этого Всевышний лишил первенцев священнического статуса, а функции священников передал мужчинам из колена Леви, которым было предписано работать в Храме. Та часть колена Леви, которая по мужской линии происходит от Аарона, стала именоваться священниками (коэнами). Именно коэны осуществляют службу в Храме.
Это определено самой Торой: «Отдай же левитов Аарону и сынам его; отданы они ему из сынов Исраэля. Аарону же и сыновьям его поручи, чтобы они наблюдали за священнослужением их; посторонний же, который приступит (к службе), смерти будет предан. И Господь сказал Моше, говоря: Я ведь взял левитов из среды сынов Исраэля вместо всех первенцев, разверзающих чрево, из сынов Исраэля, дабы левиты были Моими; Ибо всякий первенец — Мой; в день избиения Мною всякого первенца в земле Египетской посвятил Я Себе всякого первенца в Исраэле, от человека до скота; Моими они должны быть, Я Господь» (Бемидбар 3:9-13).
После греха золотого тельца каждый еврейский мальчик-первенец, кроме коэнов и левитов, должен быть «выкуплен»: будучи автоматически посвященным Б-гу по факту рождения, он не может служить Ему так, как изначально требовалось, ведь теперь служение возложено на левитов и коэнов. А «обычный» еврейский первенец должен быть освобожден от этой обязанности.
На кого возложено исполнение заповеди выкупа первенца?[↑]
Изначально — на отца ребенка. Если же отец по какой-то причине не выполнил эту заповедь или первенец сирота, она возлагается на «бейт-дин» (раввинский суд).
Если же до совершеннолетия (13 лет и 1 день) первенец так и не был выкуплен, он обязан выкупить себя сам при первой же возможности.
Кого нужно выкупать? [↑]
«Шулхан Арух» определяет: если еврейка родила первого ребенка «естественным образом» (т.е. без хирургического вмешательства) и это ребенок мужского пола, его необходимо выкупить, если его статус «исраэль» (т.е. он не коэн и не левит). Если у отца уже был сын-первенец от другой еврейки, он должен выкупить обоих первенцев от разных матерей. Если первой родилась девочка, то не выкупают ни ее, ни мальчика, который рождается следом. Не выкупают и ребенка, который появляется на свет с помощью кесарева сечения, и ребенка, до рождения которого у матери был аборт или выкидыш (в данном случае следует проконсультироваться с раввином).
Если женщина, родившаяся нееврейкой, прошла гиюр, то ее сын-первенец должен быть выкуплен, даже если она забеременела до гиюра.
Первенец не выкупается, если его отец является леви или коэном (род коэнов — потомков Аарона — принадлежит к колену Леви), а также если его мать является дочерью левита или коэна. Некоторые авторитеты считают, что необходимо выкупить сына-первенца дочери коэна, если отец ребенка нееврей.
Когда делают выкуп первенца? [↑]
Церемонию выкупа устраивают по прошествии 30 дней со дня рождения ребенка. День, когда ребенок родился, засчитывается как первый полный день, остальные дни считают, как это принято у евреев, с захода солнца и до выхода звезд на следующий день. Как только на небе появляются звезды 31-го дня, можно делать выкуп. Обычно ждут до следующего утра, но если утром начинается пост, то до утра не ждут и выкупают первенца сразу же с наступлением 31-го дня, поскольку церемония включает в себя трапезу. Если 31-ый день выпадает на субботу или праздник, церемония переносится, поскольку выкуп представляет собой сделку, а в эти дни заключение сделок запрещено. В случае крайней необходимости допускается выкуп на 30-ый день, если по тем или иным причинам невозможно осуществить выкуп на следующий день. В такой ситуации полагаются на то, что с рождения ребенка уже прошел полный месяц.
Сколько денег давать коэну? [↑]
Сама Тора установила стоимость выкупа первенца: «Всякое перворождение чрева из какой-либо плоти, которое принесут Господу, из людей и из скота, да будет твоим; но ты должен выкупить первенца из людей, и перворожденное от скотины нечистой должно быть выкуплено. А выкуп за это: в одномесячном возрасте выкупи его по оценке: пять серебряных шекелей, по шекелю священному, двадцать гера в нем» (Бемидбар 18:15-16).
Еврейский закон требует, чтобы монеты, используемые для выкупа первенца, содержали такое количество серебра, которое по весу равно 5 священным шекелям. Если количество серебра меньше, выкуп невозможен. Однако о весе этих шекелей в Алахе существует спор. Подробно об этом можно прочитать здесь. Сегодня, по мнению наших законоучителей, вес монет, с помощью которых можно осуществить выкуп первенца, колеблется в диапазоне от 100 до 117 г.
Совершенно непринципиально, будет серебро предоставлено коэну в форме монет или в другой форме. Поэтому иногда для выкупа используют серебряный стакан или даже ложки. Для покупки монет у коэна можно использовать бумажные деньги, чеки и кредитные карты, однако изначально выкуп не осуществляется деньгами.
Тем не менее, Монетный двор Израиля выпустил специальные монеты, в каждой из которых содержится 23.4 г. серебра, таким образом, 5 монет содержат ровно 117 г. серебра, что позволяет исполнить заповедь выкупа согласно самому строгому мнению.
В США наряду с израильскими монетами часто используют так называемые «доллары Моргана». А в царской России выкупались николаевскими рублями, в СССР — знаменитыми советскими рублями и полтинниками времен НЭПа.
Церемония выкупа первенца [↑]
Стандартная церемония выкупа требует наличия миньяна (не менее 10 совершеннолетних еврейских мужчин), но можно выкупить или выкупиться и без миньяна. Предполагается, что отец приносит сына к тому коэну, которого он избрал для вручения денег выкупа. Выкуп первенца сопровождается праздничной трапезой, причем в этом случае, в отличие от обрезания или свадьбы, трапеза начинается до самой церемонии, а не после: выкуп не делают, пока коэн не начнет есть.
В начале церемонии отец произносит традиционную формулу или отвечает на определенные вопросы, которые коэн задает ему, чтобы выяснить, что младенец является первенцем матери-еврейки и отец пришел исполнить заповедь выкупа этого мальчика, как того требует Тора. Коэн задает отцу вопрос: что он предпочитает — ребенка или те пять серебряных шекелей, которые обязан уплатить в качестве выкупа. Отец отвечает, что предпочитает ребенка. После этого он произносит два благословения. Первое из них — благословение на исполнение заповеди: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам выкуп первенца». Второе благословение — это «Ше-Эхейану» (благословение времени): «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Давший нам жизнь и Поддерживавший нас, и Давший нам дойти до этого времени». После этого отец передает коэну монеты. Коэн поднимает монеты над ребенком и объявляет, что выкуп уплачен и принят вместо мальчика. После этого он благословляет ребенка традиционным благословением, как Тора предписала коэнам благословлять народ: «Да благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит Господь тебя лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое к тебе и доставит тебе мир!» (Бемидбар 6:24-27). Это благословение он произносит над бокалом вина, чтобы подчеркнуть значимость заповеди. Вопросы, которые коэн задает отцу, вовсе не означают, что коэн может оставить ребенка себе: их задача тоже подчеркнуть важность происходящего. Отец не просто участвует в некоем обряде, который предполагает передачу денег другому человеку, — он исполняет важную заповедь Торы, а если ребенка не выкупить, он останется принадлежащим Всевышнему.
Присутствующие на церемонии желают ребёнку, чтобы он рос «для Торы, хупы и добрых дел».
Некоторые обычаи, связанные с выкупом первенца [↑]
В ряде общин ребенка приносят коэну на красивом подносе и с драгоценностями, которые одалживают у присутствующих женщин. Этим показывают, что драгоценности используются для исполнения заповеди, а не для греха, как было при создании золотого тельца.
Трапеза в честь выкупа первенца считается особенной, и тот, кто в ней участвует, — как будто выдержал 84 поста. Поэтому существует обычай угощать своих близких, которые не участвовали в трапезе, чем-то принесенным оттуда. Например, кусочками сахара или зубчиками чеснока, которые используются для придания пище вкуса (и могут придать вкус большому объему пищи). Тогда получается, что эти люди тоже приняли участие в трапезе и как будто тоже выдержали 84 поста.
Некоторые коэны сразу же после выкупа возвращают полученное серебро семье в качестве подарка ребенку. Однако решение вернуть монеты может принимать лишь сам коэн, и любое давление на него в этом смысле автоматически сделает выкуп недействительным. Поскольку Тора определила, что 5 шекелей — это деньги выкупа, которые получает коэн, и это один из двадцати четырех даров, на которые коэн имеет право.