Где четко сказано, что союз с праотцами не будет отменен?4 ноября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите места Писания, где четко указывается на то, что союз с Праотцами не подлежит изменению во веки вечные. Т.е. Тора никогда не будет пересмотрена и, тем более, отменена. Точнее, меня интересует: те уставы, которые возвестил Моше народу, о соблюдении субботы и другие 612, могут ли быть изменены или отменены? Благодарю. Михаил Читать дальше |
|
Творец нематериален, у него нет образа и подобия. Как же Он создал человека по Своему образу?21 октября 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Помогите, пожалуйста, разобраться. В тринадцати принципах веры Рамбама говорится, что Творец — нематериален и Ему не свойственны присущие материи качества и нет никакого подобия. Тогда как понимать слова (Берешит 1:26): «И сказал Б-г, создадим человека в образе нашем…»? И комментирует Раши: «Нашей формой (для оттиска, придания очертаний)». Большое спасибо. N. Читать дальше |
|
Покинув этот мир, душа лишается свободы выбора?17 августа 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Согласно еврейскому мировоззрению человек может достичь близости к Творцу в этом мире благодаря своей свободе выбора. Но ведь это не означает, что, покинув этот мир, душа лишается свободы выбора? Ведь Адам сделал свой выбор до того, как оказался в этом мире. Помогите разобраться, ограничена ли душа в свободе выбора? Спасибо, Ю. Читать дальше |
|
Какие существуют указания о том, как готовиться к приходу Машиаха?1 августа 2022 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Какие существуют указания, как готовиться к приходу Машиаха? И, возможно, как готовить мир к приходу Машиаха? С уважением, Владимир Читать дальше |
|
Что это за свет, о котором говорится при сотворении Мира?3 октября 2021 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Подскажите пожалуйста, что такое свет, о котором сказано в Берешит 1:3: «И сказал Б-г: будет свет, и был свет» и 1:5: «И назвал Б-г свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро, — день один». А. Читать дальше |
|
В какой день реально была дарована Тора?14 мая 2021 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемый рав Эльяким. В дополнение к вопросу о Шавуоте есть ещё один важный вопрос. Почему дарование Торы отмечается как праздник на 50-й день от Песаха, тогда как евреи пришли к горе Синай только в «третий месяц по исходе… в самый день новолуния» (Исх. 19, 1)? Получается, если прошло не менее двух месяцев, то это, как минимум, 56 дней. И выходит, что Шавуот привязали к сельскохозяйственному празднику приношения хлеба (Лев. 23, 15)? Объясните, пожалуйста, в какой день реально была дарована Тора, и если не у горы Синай, то где? Или «третий месяц» не от исхода, а от начала года? Тогда всё равно получаются два месяца между Песахом и Шавуотом. Непонятно… Спасибо. Борис Читать дальше |
|
Изучаю Тору и не могу понять, в чем смысл каких-то внешних действий, выполняемых руками и ногами...21 января 2020 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уже 3 года изучаю Тору и другие первоисточники и никак не могу понять, в чем смысл каких-то внешних действий, выполняемых руками и ногами. Ну, надел я себе какую-то коробочку на голову. Это что-то поменяет внутри головы? О. Читать дальше |
|
Что обозначает лестница Яакова?6 декабря 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Во сне Яакова ангелы обозначают изгнания еврейского народа, а их падение — избавление. А что именно обозначает лестница, по которой не стал подниматься Яаков, так как боялся, что упадет, как и ангелы? Может быть, лестница — вся история еврейского народа, а ответ Яакова — недостаточная вера в защиту Всевышнего? Читать дальше |
|
Если можно раскаяться в последний день жизни, значит, можно всю жизнь спокойно грешить?17 сентября 2019 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемые раввины! Если человек может раскаяться в последний день своей жизни, значит, он может все время грешить, а потом предусмотрительно и вполне искренне раскаяться? Я предполагаю, что полное раскаяние происходит, когда человек вновь сталкивается с ситуацией греха, но не поддается своему злому началу и не повторяет своей ошибки. Или вовсе избегает такую ситуацию. Конечно, никто не знает, когда у него «последний день», но случается, что к концу жизни человек узнал, что он неизлечимо болен, и начал каяться. А как же всё то зло, что он творил всю свою жизнь? Раскаяние в последний день, само собой разумеется, уже не сможет проявиться на деле, и, на мой взгляд, день — это ничтожно мало, чтобы полностью осознать даже один грех, а что, если их много? Спасибо за возможность обратиться, М. Читать дальше |
|
Отчего Тора не мотивирует нас к соблюдению воли Б-га описанием адских мук и райских наслаждений?25 декабря 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Рай и ад — почему Тора не рассказывает о них? Во-первых, отчего Тора не мотивирует нас к соблюдению Высшей воли описанием адских мук и райских наслаждений? Почему о награде за исполнение заповедей говорится намеком, а арсенал угроз ограничивается смертью или сокращением лет жизни? Во-вторых, как можно говорить о протяженности наказания или награды, когда речь идет о духовном мире? В материальном мире существует время, здесь события могут длиться, перетекать одно в другое и т. д. В-третьих, как объяснить, что практически любой переживший это событие описывает прием, оказанный ему на небесах, как чрезвычайно теплый, любящий, ласковый? А где же черти с вилами, бурлящие котлы? Элимелех Читать дальше |
|
Что будет с душами людей, которые не будут воскрешены после прихода Машиаха?19 декабря 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Добрый день. Что будет с душами, которые не будут воскрешены, после прихода Машиаха? Читать дальше |
|
Если доказательств реальности Творца нет, значит, иудаизм — тоже слепая вера?7 ноября 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом! Иудаизм утверждает: то, что Б-г существует, нужно в первую очередь знать. Тогда как уже у нескольких раввинов прочел, что доказательств реальности Творца нет, да это и не нужно. Б-г — вне всех наших систем восприятия. «Недоказуемость» Б-га нужна для свободы выбора человека. Скажите, пожалуйста, о каком «бездоказательном» знании идет речь? Не получается ли в итоге, что иудаизм — это тоже слепая вера? Сергей Читать дальше |
|
Чем отличается душа от духа?9 октября 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Доброго времени суток, уважаемые раввины, не могли бы Вы объяснить, чем отличается душа от духа? С. P.S. Спасибо за предыдущие ответы. Читать дальше |
|
Заповедь почитания родителей только в Земле Израиля?30 июля 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Вопрос о почитания отца и матери. Как прокомментировать сказанное в Торе (Дварим 5, 16): «Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Б-г Всесильный твой, дабы продлились дни твои, и хорошо было тебе НА ЗЕМЛЕ, которую Б-г Всесильный твой дает тебе». Из сказанного следует, что заповедь дана для исполнения только в земле Израиля? Как понимать данный стих? Спасибо, Георгий Читать дальше |
|
Выбор человека — только в том, чтобы принимать власть Всевышнего или противиться Ему?14 июня 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, глубокоуважаемые мудрецы! Вопрос состоит из двух частей: Как я поняла, человек играет свою роль, расписанную от рождения до смерти, и его выбор состоит только в том, что он может принимать происходящее как власть Всевышнего или противиться Ему. Тогда человеку не нужно ничего предпринимать от себя, ведь даже кажущееся его желанием стремление выполнить волю Творца, благословен Он, тоже не его, а входит в сценарий, ведь так? У меня руки опускаются теперь, если честно. И вторая часть: почему страдают животные, ведь согрешил человек, это часть проклятия Земли? Если Творец это Добро, то почему Он допускает и принимает страдания в таком объеме, просто огромном, со стороны нечеловеческой части творения? Спасибо большое, если найдете время ответить мне. Екатерина Читать дальше |
|
Хотел бы кое-что прояснить по поводу воскрешения умерших и Грядущего мира...17 апреля 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые Раввины. Хотел бы прояснить по поводу Воскрешения тел людей после смерти и грядущей жизни в нематериальном мире. Получается, что душа праведника будет удостоена Высшего Блага и будет находиться в нематериальном мире, и это происходит сразу после смерти в нашем физическом мире. Воскрешение людей будет происходить в эпоху Машиаха, праведникам будет дарована вечная жизнь в материальном мире? И зачем, если душа удостоена уже Высшего Блага? Тела будут бездушными? И какой смысл Воскрешения в таком случае? Заранее благодарен за ответ. Илья Читать дальше |
|
Отчего еврейский народ в пустыне был так «слеп»?19 марта 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Дорогой раввин, помогите пожалуйста понять, отчего еврейский народ в пустыне, ведомый Самим Господом через Моше, был так «слеп»? После всех чудес, которые сотворил Господь своей сильной рукой в Египте, при выходе оттуда, а потом в пустыне, народ продолжает сомневаться, обвиняя Моше, а потом вообще просят Агарона, чтобы сделал им бога, который пойдет перед ними. Было ли дело в обычной человеческой глупости, либо зной и голод уморили их до такого состояния? Помогите понять настроение современников тех дней. Большое спасибо, Р. Читать дальше |
|
Все пророчества нужно понимать буквально или как аллегорию?10 января 2018 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, ув. рав. У меня вопрос по поводу понимания пророчеств. С одной стороны, я слышала от знакомого хареди, что все пророчества нужно понимать буквально и именно в буквальном смысле они обязаны осуществиться, а понимание их только как аллегорий — это кфира (неверие). С другой стороны, я читала у Рамбама, что все пророчества о чудесах эпохи Геулы следует понимать только как аллегорию. Помогите разобраться, пожалуйста, так возможно ли, что слова пророков — это только аллегория, не подразумевающая буквально воплощение чудес, или обязательно должно быть буквальное воплощение пророчеств, а Рамбама нужно понимать как-то иначе? Заранее благодарю. N. Читать дальше |
|
Какова цель человека на Земле?22 декабря 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Можете, пожалуйста, ответить, зачем Бог создал человека и какая цель человека на земле? Почему Бог избрал евреев, а не другие народности? N. Читать дальше |
|
Что значит быть смирённым перед Всевышним?21 ноября 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Рав! Объясните, пожалуйста, что значит быть смирённым перед Всевышним? Какими качествами нужно обладать, и как их развивать? Спасибо. N. Читать дальше |
|
Почему Иерусалим назван «Храмом», а Цийон — «городом»?10 октября 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом всем создателям, работникам и причастным к работе сайта Toldot. Тода раба за вашу благую деятельность. Хотел бы задать c вашего позволения неск-ко вопросов. 1) В Мусафе (дополнительная молитва в субботу и праздники) есть такие слова: «...и приведи нас в Цийон, город Твой, с ликованием и в Йерушалаим, Храм Твой, в радости вечной». Почему сказано Цийон — ГОРОД; Йерушалаим — ХРАМ. Не логичнее — наоборот: Йерушалаим — город Твой, Цийон — Храм Твой? 2) Кн. Тэhилим 115:9 «Исраэль бэтах баШем эзрам умагинам hу» — «Израиль, полагайся на hАшема, помощь ИХ (специально выделил большими буквами) и защита ИХ Он». Кого это «ИХ»? Почему не сказать: «полагайся на Г-да, Он ТЕБЕ помощь и защита»? 3) Тэhилим 120-134. Во всех псалмах вначале «шир hа-маалот» («песнь ступеней»), а в 121— «шир ла-маалот» («песнь к ступеням»). Почему? Есть тут какое-то объяснение? 4) И еще один напоследок, для меня наиболее важный из этих четырёх. Зхарья 7:9 «...мишпат эмэт шфоту ве-хэсэд ве-рахамим асу иш эт-ахав» — «...судом истинным судите и милость, и милосердие оказывайте каждый брату своему». И в других местах (Тэилим, Биркат hа-мазон, ...) встречаются вместе слова «хэсэд» и «рахамим» («милость» и «милосердие» или однокоренные им). Вопрос: в чём отличие и особенности значений этих слов? Они не могут быть полными синонимами, иначе не писались бы в одном месте оба слова. Например, «ханун ве-рахум hАшем эрэх апаим у-гдоль хасэд» («Милостив и милосерден hАшем, долготерпелив и велик в милости»). Чем «рахамим» (рахманут и т.п.) отличается от «хэсэд»? Заранее благодарен. С глубоким уважением, Адик Цитленок, Украина Читать дальше |
|
Слышала, что благословлять может старший младшего. Как же человек благословляет Творца?..20 июня 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, уважаемые раввины! «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, выращивающий хлеб из земли!» Что понимается под словом «благословен»? Это благодарение или констатация того, что Всевышний добр (благ)? И еще. Слышала, что благословлять может старший младшего (дедушка внука, раввин ученика, а не наоборот). Здесь же человек благословляет Творца? Слышала также, что то, за что человек благодарит Всевышнего, Он умножает (за здоровье — здоровье укрепляется, за деньги — их больше и т.д.). Не является ли благословение на хлеб молитвой с намерением получить больше пищи? Очень буду ждать Вашего ответа. Спасибо за Ваш труд, Двора Читать дальше |
|
Если бы не грехопадение, Адам вкусил бы от Древа жизни? Но ведь он и так был бессмертным!6 февраля 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться со следующими вопросами. 1. Всевышний создал в Эденском (Райском) саду Древо жизни и Древо познания добра и зла и запретил Адаму вкушать плод с Древа познания. Если бы Адам не вкусил плода, должен ли он был вкусить от Древа жизни? Насколько я понял, вкушение от Древа жизни сделало бы Адама бессмертным. Но ведь если бы он не вкусил от Древа познания, то и так был бы бессмертен? 2. Я читал, что если бы Адам не согрешил, то мировая история закончилась бы с наступлением субботы и цель Творения была бы достигнута. Но ведь, с другой стороны, Б-г повелел Адаму и Хаве плодиться и размножаться. Значит, и другие души должны были пройти через этот мир, чтобы заслужить жизнь в Будущем мире. Но если бы не грех и цель Творения была достигнута, как тогда остальные души успели бы заслужить Будущий мир? И зачем их существование? Д. Читать дальше |
|
Зачем Всевышнему нужен человек, который сделал свой выбор и решил не соблюдать заповеди?25 января 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Считается (например, так говорит Рамхаль), что главное, ради чего существует человек в этом мире, — это исполнение заповедей, служение и умение устоять в испытании. Тогда человек удостоится света Всевышнего и т.д. Возникает вопрос. Если Всевышний дал человеку возможность выбора, например, не соблюдать заповеди и не удостоиться света Творца, то зачем, в конечном счете, Творцу нужно было создавать такого человека? Какая для Творца в нем необходимость и цель? Лев Читать дальше |
|
Как это — «объединить Имя Всевышнего»?10 января 2017 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Добрый день! Могли бы Вы объяснить смысл действия, когда мы читаем в молитвах перед Техилим, в Кидуш, перед Песнью Песней и т.д.: «Объединить Имя Юд Кей и Вав Кей (и в сердце произнести Имя)»? Что ИМЕННО подразумевается, что мы должны сделать? Большое спасибо за ответ. С праздником! Гмар Хатима Това! Виктория Читать дальше |
|
Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора?16 ноября 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Где написано в Торе, что у ангелов нет свободы выбора? Р. Читать дальше |
|
Какой толк Б-гу от создания человека?9 ноября 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд С какой целью для Себя Б-г создал человека? Возможно, это за рамками нашего понимания, но всё же. Было ли Творцу одиноко? Хотел ли Всевышний найти ответ на какой-то вопрос для Себя? Предположим, человеку дана жизнь, чтобы он стал лучше, ближе к Творцу. Но какой толк от жизни человека Б-гу? Давид Читать дальше |
|
Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец...15 августа 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. Мы с товарищем поспорили насчет того, каков Творец. Он утверждает, что Творец — это очень строгий Царь, имеющий право навязать нам Свою волю (так как Он создал нас и постоянно поддерживает наше существование) и строго спрашивающий с нас за каждое прегрешение, не пропуская даже самой маленькой греховной мысли, и никакие смягчающие обстоятельства не учитываются. Я же утверждаю, что Творец — не только Царь, но и любящий милосердный Отец, и не ставит целью наказать каждого, кто хоть немного провинился. Рассудите нас, пожалуйста. И еще хочу спросить, можно ли рассматривать действия Творца с точки зрения нашего понимания морали? Или всё, что бы Творец ни совершил, автоматически является моральным? Или есть какие-то рамки (к примеру, рамки Торы) за которые Творец не выйдет, потому что это аморально? Заранее благодарю за ответ. О. Читать дальше |
|
Как можно изменить судьбу?16 июня 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте. На занятиях в синагоге нам говорили, что существуют три способа изменить свою судьбу: поменять имя, поменять место жительства… а какой третий? Дело в том, что я вижу, что что бы я ни делала, — повторяю судьбу своих родных. А мне бы так не хотелось этого. А. Читать дальше |
|
Праотцы не знали четырехбуквенного Имени Творца? Это же противоречит сказанному в Торе!19 мая 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Шалом, уважаемые равы! Помогите, пожалуйста, разобраться. Пробовал найти подробный ответ на сайте, но так до конца и не понял. В Шмот 6:3 говорится, что Б-г впервые открылся с Четырехбуквенным Именем, с Которым не открывался ранее праотцам. Но из Берешит видно, что патриархи знали об этом Имени Б-га. Объясните, пожалуйста, что тут имеется в виду, когда говорится, что Б-г не открывался ранее с Четырехбуквенным Именем. Тода раба. В. Читать дальше |
|
Как избавиться от амбиций, гордыни, зависти и высокомерия?9 марта 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемый Раввин. Хотела бы получить развёрнутый ответ на вопрос: как избавиться от амбиций, гордыни, чувства зависти и высокомерия? Благодарю за внимание. Н. Читать дальше |
|
От Всевышнего можно скрыться?10 февраля 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте! В Торе (Бытие) говорится: «…и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле» (Брейшит 4, 14). Разве это не противоречит догмату иудаизма о том, что Всевышний вездесущ и невозможно скрыться от глаз Его, и что слышит Он мысли наши? Мария Читать дальше |
|
Моше и Яаков видели Всевышнего лицом к лицу?21 января 2016 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Написано, что Моисей видел Всевышнего лицом к лицу, и также Яков назвал место борьбы с ангелом — Пенуэл, ибо видел Всевышнего лицом к лицу и не умер. Но ведь написано, что Всевышнего никто никогда не видел. И если увидеть Его лицо — смерть. У меня на этот счет есть свое мнение, но хотел бы услышать толкование раввинов, и может, вы сможете объяснить с точки зрения иудаизма, как можно это понять. С. Читать дальше |
|
Почему недостаточно просто любить Творца всем сердцем?2 октября 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый рав! Почему недостаточно любить Творца всем сердцем, зачем нужны заповеди и изучение Торы? Борис Читать дальше |
|
Вредно ли гордиться собой?20 апреля 2015 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Уважаемый Раввин! Шалом. Скажите, пожалуйста, что для нас сегодня означает смирение? Пока Шауль был маленьким в собственных глазах, он преуспевал перед Всевышним, но со временем гордость наполнила его сердце и он перестал быть послушным Б-гу. Какой вывод мы можем сделать об этом сегодня, и чем нам может быть полезна данная история? Спасибо. Сергей Читать дальше |
|
Расскажите вкратце о падших ангелах14 октября 2014 года, отвечает Рав Эльяким Залкинд Здравствуйте, уважаемые равы. Расскажите, пожалуйста, вкратце о падших ангелах. На вашем сайте нашел информацию только о Самаэле, оседлавшем змея и искусившем Хаву, а также об Азе и Азаэле, соблазнившихся на дочерей земных. Говорит ли традиция еще о каких-либо падших ангелах, бунтующих против Всесильного? Если да, то о каком примерно количестве ангелов идет речь и в чем причина их падения? Спасибо. Читать дальше |