Темы: Свобода выбора, Душа, Каббала, Рав Эльяким Залкинд, Адам
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСогласно еврейскому мировоззрению человек может достичь близости к Творцу в этом мире благодаря своей свободе выбора. Но ведь это не означает, что, покинув этот мир, душа лишается свободы выбора? Ведь Адам сделал свой выбор до того, как оказался в этом мире. Помогите разобраться, ограничена ли душа в свободе выбора? Спасибо, Ю.
Уважаемый Ю.,
Есть две разных «системы», которые могут называться «этот мир». Первая — наш нижний материальный мир, собственно, вся вселенная, всё, что описывается нашими понятиями пространства и материи. Иногда, более узко и конкретно, «этим миром» называется место пребывания человека, земля — в отличие от более «высоких» и духовных миров. Так, земля является нижней частью мира «асия», более высокая часть которого — «сферы», «своды» планет и светил и более высокие, духовные своды, и другие силы, проводящие воздействия в нижний мир, и часть ангелов. Выше — другой мир, где пребывает большинство ангелов и другие высокие силы (называемый также мир «йецира»). Затем — мир, главным образом, корней душ людей (мир «брия»)…
Однако все эти миры существуют в одном общем времени, и все они предназначены сейчас для «работы» человека и, вместе с ним, всего Творения. Все они называются «этим миром» во втором смысле. Они называются миром «этим» в отличие от мира будущего, грядущего, который наступит (собственно, раскроется для нас) по окончании шести тысяч лет существования «этого мира». Тогда все сотворенные миры поднимутся на более высокую духовную ступень, а нижний материальный мир распадется на свои исходные стихии. И именно «этот мир» во втором смысле — место работы. А мир будущий — место награды, место, где уже не будет выбора, как в этом мире. Но зато будет продвижение от ступени к ступени, продвижение, которое определено усилиями и трудами, совершенными человеком (добавим: во всех его воплощениях, которые он прошел за эти шесть тысяч лет) в этом мире.
И теперь станет понятно, что Адам, хотя он находился после сотворения не в «этом» материальном мире, а в мире намного более высоком — в верхней части мира «брия» и еще выше, — находился в «этом мире» во втором смысле выражения. В мире «работы», в начале тех самых шести тысяч лет Творения (которые, правда, могли бы оказаться только шестью днями, если бы не его нарушение). И по окончании этого срока все сотворенные миры войдут в седьмое, субботнее тысячелетие, когда для Адама и всех душ, произошедших из него, раскроется мир грядущий.
С уважением, Эльяким Залкинд
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Меир Мучник
Почему изначально Б-г их так создал?
Рав Берл Набутовский
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Танах — это не только история. Это книга о настоящем и будущем. Каждый может увидеть себя в той или иной ситуации, изложенной Танахом.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Б-г абсолютен и безупречен во всех смыслах, — это аксиома и один из фундаментальных принципов Торы. Поскольку Он не подвластен времени, Ему известно будущее. Поэтому, если Б-г знает о намерении человека совершить то или иное действие, можно ли говорить, что человек поступает так по свободному выбору? По логике вещей, он вынужден совершить его, поскольку Творец знал об этом действии еще до его осуществления — никакого другого варианта просто нет. Человеку может казаться, что он выбирает между вариантами, но в действительности существует лишь одна возможность и у человека нет никакой свободной воли.
Рав Реувен Куклин
Как тайная часть Торы соотносится с остальными её частями?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Эльяким Залкинд
Понятно, какой ущерб наносят мирозданию убийство, идолопоклонство и злословие...
Рав Ашер Кушнир
Творец творит из «ничего», а человек — из того, что уже существует и сотворено Творцом.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его