Чем бык — «пар» отличается от быка — «бакара»?17 июля 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В нашей недельной главе перечисляются животные: быки (бакар, пар, эгель и др.), овцы (рахель, аиль, кевес, кесев и др.) и другие. В каких случаях какое название на иврите правильно использовать? Помогите, пожалуйста, разобраться. Спасибо Вам за Ваш прекрасный духовный труд. С уважением, Виктор Читать дальше |
|
Что за «сонм богов»?9 июня 2014 года, отвечает Рав Зеев Урман Шалом. В псалме 81:1 написано: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд». Вопрос: на кого произнесён этот суд? На ангелов или людей? Или на тех и других? Спасибо. Читать дальше |
|
После грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял шкуру?1 января 2014 года, отвечает Рав Овадья Климовский Написано, что после грехопадения Б-г одел Адама и Еву в кожаные одежды. Он Сам убил животное и снял с него шкуру? Или как это было? Роман Читать дальше |
|
Неужели Б-г может оставить народ Свой?19 ноября 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Здравствуйте! В главе Ваеце есть такие слова, которые произнес Б-г в пророческом сне Яакову: «Ибо Я тебя не оставлю, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе» (Бэрейшит 28, 15). Хотел бы спросить, неужели Б-г может оставить народ Свой, потомков Авраама, Ицхака и Яакова? Ведь Б-г заключил вечный завет с Исраэлем. Заранее благодарю за ответ. Андрей, Тамбов Читать дальше |
|
Кому Бог даровал душу, если я и есть душа?18 октября 2013 года, отвечает Рав Даниель Маршальский Шалом! Прочитал, что я=Душа. Как же тогда понять слова в Благословении души, которое еврей произносит по пробуждении: «Душа, которую Ты даровал мне…»? Если я=Душа, то кому «мне»? Спасибо! Владимир Читать дальше |
|
Земля — «адама» или «эрец»?7 октября 2013 года, отвечает Рав Натан Агрес Здравствуйте, недавно обратил внимание на интересную вещь. В благословении на хлеб говорится: «Выводящий (взращивающий) хлеб из земли» — мин а-арец, а когда едят овощи, благословляют: «Творящий плод земли» — при а-адама. Мой вопрос: почему мудрецы, установившие эти формулы, употребили слово арец в благословении на хлеб и слово адама в благословении на овощи? Не лучше ли было использовать одну и ту же формулировку в обоих случаях? Читать дальше |
|
Почему слово חיל перевели как «богатство»?24 июня 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Скажите, пожалуйста, почему слово חיל в разделе Экев (8 глава) перевели как «богатство»? 18. И помни Господа, Б-га твоего, ибо Он дает тебе силу составить богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день. Ведь оно означает другое? Спасибо, Шимон Читать дальше |
|
Почему царь Давид сказал: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха…»?20 июня 2013 года, отвечает Рав Моше Абрамович Шалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е. Читать дальше |
|
Как зовут Б-га?12 июня 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Как зовут Бога в иудаизме??? П., Россия Читать дальше |
|
Кого не будет в доме Г-спода? Торговца или ханаанея?29 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые раввины! Прокомментируйте, пожалуйста, последний пасук (стих) из книги Захарии (14:21). Кого не будет в доме Г-спода, торговца или ханаанея? Ведь торговцев внутри Храма и так не было? Большое спасибо. Владимир Читать дальше |
|
Кем работала Рахав?3 мая 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Доброго времени суток! Как мужи-соглядатаи, которых послал Иеошуа, могли войти в дом блудницы Рахав? Или она была не совсем блудницей, а всего лишь владелицей чего-то вроде постоялого двора или гостиницы в стене города? Насколько это верно? С уважением, Никита Сергеевич Читать дальше |
|
Как зовут Элиягу анави?25 февраля 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день! Подскажите, пожалуйста, почему одного и того же (если я все правильно понимаю) человека, а конкретно Элиягу-а-нави в разных местах называют по-разному? Например, в тексте биркат-а-мазон написано אליהו, а в книге пророка Малахи сказано — אליה. Я правильно понимаю, что это один и тот же человек, Элиягу-а-нави, или это все-таки два разных? И если один и тот-же, то в чем причина различий в имени? Заранее благодарю за ответ. Читать дальше |
|
Жилище мудреца — Храм?12 февраля 2013 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемый рав Реувен Куклин. В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише? Жду ответа, |
|
О каком Мессии здесь идет речь?8 января 2013 года, отвечает Рав Овадья Климовский 25. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. 27. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя. (Даниил 9:25—27) О каком Мессии здесь идёт речь? Что за завет? Михаил Читать дальше |
|
Вы — боги, но умрете, как человеки?16 декабря 2012 года, отвечает Рав Овадья Климовский Что значат слова Давида «Псалом Асафа. Бог стал в сонме БОГОВ; среди БОГОВ произнес суд… Я сказал: вы — БОГИ, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей» (Пс. 81:1, 6—7). Почему то, что он говорит, похоже на слова многобожника (не дай бог)? Артем Читать дальше |
|
Авраам пришел оплакивать Сару — «ливкота». Почему в этом слове буква «каф» уменьшена?27 ноября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин В нашей недельной главе Хаей Сара нашел в самом начале интересную вещь — буква Хаф в слове ливкота («оплакивать ее») уменьшена. Поискал в Раши и Сончино — ничего нет. Хабадники говорят, что в Тании написано, что смысл этих букв неизвестен. А есть ли какое-то объяснение? В. Читать дальше |
|
Почему именно темное время суток называют «светом» следующего дня?23 ноября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте. Иногда, когда вечером спрашиваешь кого-то, какой сегодня день, в ответ слышишь: ор ле йом шени (шлиши, хамиши и т.д. — буквально «свет второго дня, третьего, пятого»), т.е. называют следующий день. Поясните, пожалуйста, с какого именно момента наступает этот ор ле йом…: с захода солнца или с выхода звезд? И откуда вообще пошло столь странное выражение, что именно темное время суток называют светом следующего дня? Почему именно светом, а не началом? Орит Читать дальше |
|
Почему вокруг Ицхака такая концентрация смеха?11 ноября 2012 года, отвечает Рав Берл Набутовский Здравствуйте! Почему вокруг Ицхака такая большая концентрация смеха (Бр. 17:17, 18:12, 18:13, 18:15, 21:6) или насмехания (Бр. 21:9)? Да и само имя его — смех, направленный в будущее. Что говорят по этому поводу ХаЗаЛь? Спасибо, Л. Читать дальше |
|
Вступают ли ангелы в интимный контакт?24 октября 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Кто такие «падшие ангелы»? Почему слово «нефелим» применяют то к людям, то к падшим ангелам? Ангелы вступают в сексуальный контакт? Геннадий, Красноярск Читать дальше |
|
Меня интересует происхождение Калева22 июля 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шалом, с наступающим шаббатом. Меня интересует происхождение Калэйва, а именно: почему нет никакой информации о его отце — Йефуннэ? Сергей Читать дальше |
|
Народ Израиля исполнял заповеди людей больше, чем заповеди Б-га?10 июля 2012 года, отвечает Рав Бенцион Зильбер Шалом, уважаемый Рав Бен-Цион Зильбер! Песах самеах! Помогите, пожалуйста, понять. Йешайа (29:13—14) говорит: «И сказал Г-сподь: за то, что приблизился (ко Мне) народ этот, устами своими и губами своими чтил Меня, а сердце свое отдалил от Меня, и стало благоговение их предо Мною затверженной ЗАПОВЕДЬЮ ЛЮДЕЙ, поэтому вот, Я опять удивлю народ этот чудом дивным, и ПРОПАДЁТ МУДРОСТЬ мудрецов его, и разум разумных его исчезнет». Из этих слов я читаю, что народ Израиля больше благоговел, а значит и исполнял заповеди ЛЮДЕЙ, а не заповеди Б-жии, раз Всевышний говорит, что это не Его заповеди, а людские? Вопрос такой: КАКИЕ КОНКРЕТНО заповеди людей (т.е., наверное, мудрецов, ведь только мудрецы дают новые заповеди) стали благоговением пред Б-гом? И, соответственно, о КАКИХ МУДРЕЦАХ говорит Всевышний (?), которых народ Израиля признаёт за мудрецов (дающих заповеди людские, свои), но в глазах Всевышнего они — как потерявшие разум? C уважением, Михаил Читать дальше |
|
Неуважение — это проклятие?13 мая 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Скажите, пожалуйста, в чем отличие слов «арур» и «клала», ведь оба этих слов обозначают прокятие? Александр Читать дальше |
|
Почему Ишмаэль называется «дикарь-человек»?24 января 2012 года, отвечает Рав Реувен Куклин Разъясните, пожалуйста: Ишмаэль назван «пэрэ адам» (Берешит 16:12) потому, что не способен подчинить свои желания воле Творца, или наоборот, потому что считает свои желания волей Творца? Л. Читать дальше |
|
Хам был разжалован в младшие братья за хамство?27 ноября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом, уважаемые господа! Вопросы по главе Ноах: 1) «Шем, Хам и Яфет» — почему имена сыновей Ноаха идут в таком порядке? Если по старшинству, то ведь Хам «его меньший сын» (9:24). Или Ноах после известного хамства (простите за тавтологию) сделал Хама из среднего «меньшим»? 2) «И воспринял Г-сподь благоухание, и сказал Г-сподь в сердце Своем: Не буду более проклинать вновь землю из-за человека, ведь побуждение сердца человеческого худо с юности его, и не буду более вновь поражать все живое, как Я сделал» (8:21). На лашон hа-кодеш (святом языке): «ки ецер лев hа-адам ра минурав». Насколько я знаю иврит, тут «с юностей его». Как это понять? 3) «И страх пред вами и трепет пред вами будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной, от всего ползающего по земле и до всех рыб морских, — в ваши руки они отданы» (9:2). Но ведь реальность такова, что у хищных животных, да и не только хищных, нет «трепета» перед человеком, а, наоборот, мы боимся их. 4) «Но только за вашу кровь; за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за это…» (9:5). Но ведь считается, что у животных нет свободы воли и в своих действиях они руководствуются инстинктами? Борис Читать дальше |
|
Жёны пророка Ошейи — аллегория?24 ноября 2011 года, отвечает Рав Берл Набутовский Шалом, уважаемый Берл Набутовский, помогите разобраться. 1. Танах. Пророк Ошэйа: Б-г говорит пророку, чтобы он взял в жены блудницу с детьми, после она рождает детей от пророка. Потом, 3 гл.: «И сказал мне Г-сподь: иди еще, люби женщину, которая будет любима другом…» (кстати другом или мужем, как на иврите написано «иш»?). Он её покупает и т.д., вопрос — говорится об одной женщине или о двух? 2. Хумаш Брейшит, описан момент творения женщины из части мужчины. Написано: «перестроил ребро», или Цади-Ламед-Айн переводится как «грань»? Не могу разобраться в огласовках этой корневой основы, написанной в Торе. Смотрел в словаре — перевод и «ребро» (анатомия), и «ребро треугольника», и «сторона», но в словаре немного отличные огласовки. Читал на сайте Маханаим, что «цела» (если я правильно прочитал) в данном случае, переводится как некая грань человека (его души, его тела). Уважаемый раввин, как правильно? Тода раба. С. Читать дальше |
|
Лот поднялся духовно?7 ноября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Разъясните, почему в истории о разрушении Сдома в Торе ангелы, которые пришли к Аврааму, называются «анашим» (люди), потом они же, когда приходят к Лоту, называются «млахим» (ангелы)? Раши объясняет, что поскольку Авраам был праведен, то ангелы перед ним были подобны людям. Лот же такой праведностью не отличался. Однако когда он не дал гостей на поругание, то ангелы называются снова «анашим», когда протягивали руку Лоту. Говорит ли это о значительном духовном поднятии Лота? С уважением, Андрей, Ставрополь Читать дальше |
|
Чем был наказан дом фараона?2 ноября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Шолэм алейхем!У меня вопрос по главе «Лех лехо».Когда Авром-овину вместе с Сарой пришел в Египет, то фараон забрал Сару и Все-ний наказал его и весь его дом язвами (лошн кэйдеш «негоим»). РаШИ пишет, что фараон был наказан «раатановым» недугом. Но я хотел бы знать, дом фараона был также наказан «раатоновым» недугом? Нохум Симхэ, Киев Читать дальше |
|
Что за душу Авраам и Сара обрели в Харане?1 ноября 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин В переводе Торы г-жи Фримы Гурфинкель, издания 2006 г., в отличие от предыдущего издания и других переводов, в Берейшит 12:5 переведено «…и душу, что обрели в Харане». Т.е. «душу» — в единственном числе. Ответьте, пожалуйста, а что стоит в Торе? Там в единственном или во множественном числе? И если в единственном, то нет ли дополнительного или особого смысла в этом стихе, в дополнении или отличии от комментария Раши? С уважением, А. Читать дальше |
|
Из какого дерева был построен ковчег Ноя?27 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом Аллейхем! Известно, что Вс-вышний повелел Ною соорудить теват Ноах — Ковчег (эта история описывается в гл. 6 Бытие). В повелении было использовать дерево гофер. Что это было за дерево? И почему именно это дерево? Также известно, что Б-г сам определил размер будущего тевата (ковчега) — длина ковчега 300 локтей; ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. Почему именно такие параметры? И что означают эти цифры? Сколько это будет в переводе на метры? Затем Ной с животными и сыновьями зашел в теват, и Б-г сам запечатал вход в него. И только через 7 дней пролил дождь. А почему не сразу? И что они делали там 7 дней взаперти? Также известно, что после 40-дневного (и 40-ночного) наводнения вода была ещё 150 дней. Что означают эти числа? Ещё известно, что остановился ковчег на горах Араратских. Что это за горы? И что стало дальше с Ковчегом? И возможно ли, что до сих пор где-то лежит остов ковчега? Ведь известны случаи, когда летчики, пролетая над Араратом, видели нечто, похожее на останки огромного корабля, также это подтверждали горные экспедиции… Также неизвестно, когда именно Ной приступил к постройке Ковчега? Во сколько лет, или в каком году? Читать дальше |
|
Ноах ослушался Всевышнего?26 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. У меня 2 вопроса после прочтения главы «Ноах». — Ноах после потопа открывает окно, «которое сделал». Ведь Ноаху не было сказано делать окно, что это за окно? — Как-то быстро голубь нашел лист, ведь чтобы дереву вырасти (особо оливе) нужны года. Значит, потоп уничтожил только животный мир, а деревья сохранились? Читать дальше |
|
Кто такие дочери человеческие?25 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Бырейшит 6, 4: Исполины были на земле в то время, и после того, как сыны великих стали входить к дочерям человеческим, и они рожали им: это богатыри, издревле люди знаменитые. Вопрос: 1. Кто такие сыны великих? 2. Кто такие дочери человеческие? 3. Если все исполины погибли в водах потопа, то откуда взялись сыны Анаковы? (Бымидбар 13,33: Там же видели мы исполинов, сынов Анака, из исполинов; и мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах.) Иннокентий, Красноярск Читать дальше |
|
О чём говорит буква необычной формы в главе Аазину?10 октября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! В Аазину (6) есть большая буква hей, дайте, пожалуйста, какие-нибудь комментарии. Читать дальше |
|
Машиах не является Б-гом или Сыном Б-га?14 сентября 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Слышал, что Машиах не является Богом или Сыном Бога. Скажите, как понять текст Йешайа 9:5, ведь составляющая имени «Эйль» в других местах переводится как «Бог». Читать дальше |
|
Как связаны война и хлеб?28 июля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Здравствуйте! В процессе самостоятельного изучения иврита возник вопрос по поводу корней следующих слов: хлеб — лэхем, война — мильхама. Эти слова однокоренные? Если да, как они связаны между собой? Спасибо большое за ответ! Хана Читать дальше |
|
Какова этимология слова ЕВРЕЙ?15 июля 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Какова этимология слова ЕВРЕЙ, откуда оно произошло, и что оно означает? Благодарю за ответ! Б. Читать дальше |
|
Почему Йосеф решил сохранить именно пятую часть урожая?3 июля 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Добрый день. В нескольких вариантах перевода книги Бэрешит на русский и английский языки мне встречалось упоминание о том, что, истолковав сон Фараона, Йосиф советует ему сохранить пятую часть урожаев семи сытых лет (химмеш эт эрэц мицрайм). Если действительно речь идёт о пропорции, то почему именно 1/5? Ведь Йосиф мог установить как меньшую долю (с учётом того, что заготовлено было с излишком, который продавался иностранцам), так и бОльшую долю (если даже одной пятой урожая было достаточно на целый год). При этом не могу не заметить, что на вашем сайте приводится и другой перевод: «34. Да содеет Паро, и назначит он распорядителей над землею, и СНАБДИТ он землю Мицраима за семь лет сытости». Этот вариант вызывает другой вопрос: В следующем предложении говорится: «И соберут ВСЁ съестное этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою Паро — съестное в городах — и хранят». Что же в таком случае оставлялось для пропитания в сами эти годы? Спасибо, Борис Читать дальше |
|
Как мудрецы видят концепцию цвета?9 июня 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Уважаемые рабаним! В психологии и эзотерике есть различные теории о влиянии на человека его цветовых предпочтений, окружающих цветов. Согласно этим теориям, каждому цвету соответствует определенный набор характеристик, качеств, которые он косвенным образом может ослаблять или, наоборот, создавать предпосылки для их усиления. Если ли нечто похожее в иудаизме? Как вообще наша традиция видит концепцию цвета, пишут ли на эту тему что-то мудрецы? Заранее спасибо за ответ! Шабат шалом! Эстер Читать дальше |
|
Почему так важно знать, что Ева из ребра?24 мая 2011 года, отвечает Рав Реувен Куклин Почему в Торе уделяется особое внимание сотворению Евы «из ребра» Адама? Какое значение это имеет для современных людей? Виктор, Москва Читать дальше |
|
Как понять «Да не борется дух Мой в человеке вечно…»?19 мая 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил Читать дальше |
|
Чьим внуком был Зерубавель?25 марта 2011 года, отвечает Рав Овадья Климовский Шолом! Я немного запутался, помогите, пожалуйста! Почему в книге пророка Хаггая 2;23, в книге Эзры 3;8 и в других местах Писания Зеруббавэл назван сыном Шеалтиэйля, а в Диврей аЯмим 3;17—19 выходит, что он ему не сын, а племянник? Яков-Хаим Читать дальше |