Темы: Танах, Галут, Пророчество, Давид, Теилим, Моше Абрамович, Значение слов в Торе
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемый ребе! Не могли бы Вы прокомментировать или прислать обширный комментарий к стиху Псалом 120:5: «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Спасибо, с уважением, Е.
Уважаемая Е.,
Спасибо за хороший вопрос! Поскольку слово царя Давида пророческое, оно несёт информацию о разных исторических событиях — в прошлом или будущем, и хороший пример этому — стих, который Вы выбрали (Тэилим 120, 5: «Горе мне, что жил я с Мэшэхом, обитал у шатров Кэйдара»).
Здесь есть и намёк на прошлое — Раби Натан-Нотэ Шапира в своей книге Мэгалэ Амукот пишет, что слова «Горе мне, что жил я (гарти) долго (мэшэх)» намекают на 20 лет тяжёлой жизни Яакова у Лавана. Как сообщает Яаков Эсаву: «Я жил с Лаваном (им Лаван гарти)».
И там родился Йосеф, ставший причиной других страданий Яакова, на что намекает продолжение стиха: «обитал у шатров Кэйдара». Где «шатры Кэйдара» — потомки Ишмаэля: Йосеф был продан торговцам, сыновьям Ишмаэля. Тема этой главы Тэилим — злословие, и продажа Йосефа была следствием злословия.
Здесь есть и намёк на переживания самого царя Давида. Мальбим комментирует этот стих так: горе мне от врагов моих — Мэшэха и Кейдара, которые находятся у границ моих и нападают вероломно, но гораздо больнее мне видеть тех из моего народа, кто ненавидит мир и, когда я стараюсь установить с ними мир, отвечают мне войной. Сколько горечи в словах царя Давида в 122-ой главе Тэилим, которая как бы продолжает эту тему: «Радовался я, когда сказали мне: в дом Всевышнего пойдём». Раби Йешуа бен-Леви объясняет — сказал Давид Всевышнему: «Повелитель мира, слышал я, что говорили: “Когда умрёт этот старец, и придёт сын его Шломо, и построит Храм, и взойдём на Храмовую гору?”, и радовался». Не было им дано постигнуть святость царя Давида.
Здесь есть и намёк на будущее «Горе мне, что жил я в изгнании долгом (мэшэх)» — это четвёртое изгнание (Эдом), среди потомков Эсава и среди потомков Ишмаэля (шатры Кэйдара). «Но гораздо больнее мне, когда в моём народе относятся ко мне с ненавистью. Я ищу мира с ними в служении Всевышнему. Но они отвечают мне войной».
Как это актуально!
С уважением, Моше Абрамович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Письменная Тора
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Жизнеописание Давида
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Хаим Коэн,
из цикла «Ответы на вопросы»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Моше Абрамович
Откуда известно, что наш день отдыха — это та самая Суббота? Вдруг мы сбились со счета?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ