Темы: Земля Израиля, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. У меня 2 вопроса после прочтения главы «Ноах». — Ноах после потопа открывает окно, «которое сделал». Ведь Ноаху не было сказано делать окно, что это за окно? — Как-то быстро голубь нашел лист, ведь чтобы дереву вырасти (особо оливе) нужны года. Значит, потоп уничтожил только животный мир, а деревья сохранились?
Здравствуйте!
1. Всевышний повелел Ноаху сделать цоар, и все комментаторы объясняют, что имеется в виду источник света. Одни говорят, что это было окно, а другие — драгоценный камень, который мог светить сам. На самом деле, эти объяснения не обязательно противоречат друг другу[1]. И действительно — у Хизкуни мы находим, что так и следует понимать: Ноах сделал окно и закрывал его этим драгоценным камнем. Кроме того, попробуем поразмыслить сами. Если Тора перечисляет несколько действий, которые Всевышний приказал Ноаху совершить при строительстве ковчега, означает ли это, что кроме перечисленного Он не приказывал ничего? Ведь мы знаем, что Тора — не учебник истории, в ней приводится только то, что призвано научить нас чему-либо. Поэтому она и называется Тора — учение. Пойдем, однако, дальше, и допустим, что в данном случае записаны все моменты, о которых говорил Б-г. Тогда, получается, Ноаху не было велено делать окно. Но означает ли это, что сделав окно, он нарушил приказ? Ведь ему также не было сказано делать двери внутри ковчега и многое другое, что необходимо для столь длительного путешествия. Однако, опасаясь приписывать Торе свои измышления, мы только предполагаем, что это так. И в комментарии Тора Тмима к этим стихам можно увидеть обоснование нашим догадкам: автор пишет, что драгоценных камней было много, ссылаясь на мидраш мудрецов Талмуда, и замечает: невозможно же в таком большом помещении обойтись без нескольких окон.
2. Вы верно заметили: выдержать такой потоп деревьям было непросто (и также верно, что приговор уничтожения к ним не относился[2], хотя они и пострадали). Мудрецы (Бэрейшит Рабба) спорили о том, откуда голубь принес оливковый лист: одни говорили, что тот взял его из Ган-Эдена. Там свои законы, и воды потопа туда не дошли. Другие говорят, что лист был взят с Масличной горы, так как есть предание: земли, предназначенной в будущем народу Израиля, потоп также не коснулся. Рамбан отмечает: речь не идёт о том, что вся земля была покрыта водой, кроме территории Эрец-Исраэль — ведь вокруг нет ограждения, которое могло бы удержать воду. Речь идет только о том, что во время потопа горячие и сильные дожди миновали Землю Израиля, ее лишь залило водой, когда общий уровень поднялся. Таким образом, деревья на ее территории пострадали меньше.
С уважением, Овадья Климовский
[1] А спор сводится к тому, был там драгоценный камень или нет.
[2] Как сказано «чтобы уничтожить всю живую плоть…» (Берейшит 6:17).
Читайте: Откуда голубь принёс этот лист? Разве не все деревья были уничтожены потопом?
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Давид Россоф
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его