Темы: Наказание, Рав Реувен Куклин, Лех Леха, Египет, Фараон, Сара, Значение слов в Торе, Цараат
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШолэм алейхем!У меня вопрос по главе «Лех лехо».Когда Авром-овину вместе с Сарой пришел в Египет, то фараон забрал Сару и Все-ний наказал его и весь его дом язвами (лошн кэйдеш «негоим»). РаШИ пишет, что фараон был наказан «раатановым» недугом. Но я хотел бы знать, дом фараона был также наказан «раатоновым» недугом? Нохум Симхэ, Киев
Уважаемый Нухэм Симхэ,
Прежде всего, нам необходимо понять, что имеет в виду Тора, когда говорит о «доме фараона».
Таргум Ункелос переводит слова «дом фараона» как «его домочадцы». И в этом значении («домочадцы») слово «дом» употребляется в Торе в очень многих случаях (например, только в книге Берешит в этом смысле слово «дом» употреблено в следующих местах — 7, 1; 18, 9; 24, 28; 34, 19; 45, 2; 45, 16; 46, 27; 46, 31; 46, 31; 47, 12, 47, 12, 50, 2; 50, 8; 50, 22). Алших пишет, что домочадцы фараона были наказаны за то, что не возражали против действий фараона.
Однако комментаторы пишут: несмотря на то, что домочадцы были также наказаны (Сфорно, Мальбим и Мэшэх Хохма), их язвы были не так страшны, как язва самого фараона. Ведь их грех не был настолько велик, как грех самого фараона.
Комментаторы добавляют, что об этом различии в «уровне» недуга мы можем прочесть в самом стихе (Берешит 12, 17): «И поразил Господь Паро язвами великими, и (также) его дом, из-за Сарай, жены Аврама». Из того, что Тора не пишет: «И поразил Господь фараона и его дом язвами великими», мы учим, что язвы «дома фараона» не были так велики, как язвы самого фараона.
Мидраш Танхума (глава Лех Леха 5) сообщает, что Тора, употребляя здесь выражение «дом фараона», «намекает», что и стены его дома также поражены язвами. Однако я не нашёл у комментаторов сведений о том, каким недугом были поражены стены дома фараона. Возможно, теми, которые упоминаются в главе Мецора (14, 35).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Натан Агрес
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Натан Агрес
Разве фараон после казней не отпустил бы народ, если бы ему сказали правду?
Рав Овадья Климовский
Почему, если проказа покрыла все тело человека, он считается «чистым»?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.