Темы: Пятикнижие, Аазину, Гематрия, Значение слов в Торе, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! В Аазину (6) есть большая буква hей, дайте, пожалуйста, какие-нибудь комментарии.
Шалом!
Любые отклонения от стандартного, как сегодня говорят, формата текста в Торе и Танахе указаны в Устной Традиции и, как правило, сопровождаются соответствующими объяснениями — что данное изменение означает, на что намекает. Как правило, оно призвано углубить понимание того, что сказано открытым текстом. Это могут быть буквы, отличные по размеру от стандартных, «прерванные» или перевернутые, а также точки над буквами или, что бывает очень редко, пробелы в середине предложения. Об этой букве ה мудрецы в Иерусалимском Талмуде (Мегила 1:9) говорят, что ее следует писать ниже следующей буквы в строчке и делать большего размера. Эта особая форма призвана «намекнуть» на то, что буква помимо своей роли определенного артикля выполняет и роль отдельного слова. Слово это — междометие, по словам комментария Тора Тмима, подобное вздоху — Тора как будто восклицает: «Ой, неужели вы настолько глупы, что отплатите Всевышнему, Сделавшему вам столько добра, злом?» В Мидраше Шмот Рабба упоминается наш стих и приводится целый список чудес, которые Б-г сотворил только для того, чтобы вывести евреев из Египта. А сколько еще Он делал для них — и все же, как предвидел Моше-рабейну, они согрешили впоследствии. Желая предупредить их падение, насколько возможно, Моше сокрушался во всеуслышание о том, как неразумно это будет и что ожидает еврейский народ, если его предвидение окажется верным. При записи данного отрывка в свиток Торы Всевышний велел ему видоизменить букву ה, чтобы оставить «память» об этом в тексте.
Помимо этого, есть еще несколько комментариев, хотя суть их сводится к одному.
Рабби Йеуда Хасид в своей «Книге Гематрий» писал, что здесь содержится намек на Тору, состоящую из 5 книг. Которую, как предвидел Моше, евреи нарушат. Поэтому его переживание выражено буквой ה, числовое значение которой 5. А Кли Якар, тоже говоря о 5 книгах Торы, объясняет эту фразу по-другому: не думайте, что сможете отблагодарить Всевышнего, Сделавшего вам столько добра, как-нибудь иначе, без исполнения того, что сказано в Торе. Во всех ее пяти книгах…
Рабейну Бехайе приводит очень глубокий комментарий, который невозможно полностью воспроизвести здесь. Суть его вкратце сводится к следующему. Буква ה иногда намекает на Имя Творца. В данном случае она намекает на то, что «объём» доброго воздействия, которое Творец постоянно оказывает на наш мир, можно увеличить с помощью раскаяния. Ведь Моше говорил о том, что он предвидел, вовсе не для того, чтобы просто расстроить людей. Он добивался, чтобы они были готовы к соблазнам, ожидающим впереди. А если все же согрешат, чтобы у них были силы и желание раскаяться и вернуться на пути Всевышнего.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Тематический обзор главы Аазину.
Рав Реувен Куклин
Когда и почему появились названия книг Письменной Торы?
Рав Натан Агрес
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Аазину»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Реувен Куклин
Какова, например, сущность слова шульхан (стол)?
Рав Бенцион Зильбер
Язык, на котором Моше записал Тору, более свят, чем иврит?
С. Бернфельд
Что такое числовая нумерология — Гематрия?
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Аазину
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его