Темы: Наказание, Грех, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Рав Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом Аллейхем! Известно, что Вс-вышний повелел Ною соорудить теват Ноах — Ковчег (эта история описывается в гл. 6 Бытие). В повелении было использовать дерево гофер. Что это было за дерево? И почему именно это дерево? Также известно, что Б-г сам определил размер будущего тевата (ковчега) — длина ковчега 300 локтей; ширина его 50 локтей, а высота его 30 локтей. Почему именно такие параметры? И что означают эти цифры? Сколько это будет в переводе на метры? Затем Ной с животными и сыновьями зашел в теват, и Б-г сам запечатал вход в него. И только через 7 дней пролил дождь. А почему не сразу? И что они делали там 7 дней взаперти? Также известно, что после 40-дневного (и 40-ночного) наводнения вода была ещё 150 дней. Что означают эти числа? Ещё известно, что остановился ковчег на горах Араратских. Что это за горы? И что стало дальше с Ковчегом? И возможно ли, что до сих пор где-то лежит остов ковчега? Ведь известны случаи, когда летчики, пролетая над Араратом, видели нечто, похожее на останки огромного корабля, также это подтверждали горные экспедиции… Также неизвестно, когда именно Ной приступил к постройке Ковчега? Во сколько лет, или в каком году?
Алейхем Шалом!
Дерево гофер было использовано из-за того, что его название созвучно названию серы (гофрит), с помощью которой было наказано поколение Потопа.
Размеры Ковчега, объясняет автор комментария Кли Якар, должны были быть именно такими по двум причинам. Первая — для демонстрации великого чуда, когда столь небольшое судно вместит в себя весь животный мир планеты. Вторая — они «намекали» на преступления людей поколения Потопа. Дело в том, что мудрецы указывают два основных преступления, за которые был послан потоп — за грабеж и разврат. Но комментаторы подчеркивают, что окончательное решение о потопе было принято именно из-за разврата. Мудрецы учат, что союз мужа и жены может быть освящен присутствием Шхины (так называется проявление Б-жественного присутствия, почти ощутимое в нашем мире). Если же этот союз нарушается и супруги не относятся друг к другу подобающим образом, Шхина уходит. Мидраш говорит, что Всевышний в этом случае «удаляет» буквы Своего Имени йуд и hей из слов иш (мужчина) и иша (женщина) соответственно. Таким образом, оба слова становятся одинаковыми — эш, огонь.
Если Шхина уходит из-за плохих отношений внутри семьи, что можно сказать об откровенном разврате и всевозможных извращениях, которыми наполнилась земля в то время? Люди отторгли Б-жественное присутствие от мироздания. В словах, описывающих их наказание, везде присутствует число 15 — числовое значение букв йуд и hей, символизирующих отторгнутую Шхину. Это и 150 дней, и размеры Ковчега — 30*50*300=450 000 квадратных амот. Таким образом, каждое из трех отделений Ковчега равнялось 150 тысяч кв. амот в объеме. Ама — приблизительно полметра.
Необязательно, что сначала обитатели Ковчега заперлись в нем, а затем прошло еще 7 дней. Возможно, Тора перечисляет события не совсем по порядку, как она делает это во многих местах. Семь дней, по преданию, Творец ждал, чтобы закончился траур по праведному Метушелаху, который умер как раз перед началом Потопа. Из уважения к нему Всевышний на это время отложил наказание, время которого уже пришло.
На вопрос об Араратской горе Вы ответили сами, Тора не указывает более подробных сведений. Вполне возможно, что Ковчег и поныне там.
Написано, что Ноаху было 600 лет, когда начался Потоп. Также мудрецы сообщают, что слова Творца о 120 годах, отпущенных человеку, относились к поколению Потопа. Это был срок, данный людям, чтобы они раскаялись. Все эти годы Ноах строил Ковчег, привлекая внимание окружающих, в надежде, что они изменят свое отношение к жизни. Следовательно, он начал строительство в возрасте 480 лет.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Древняя история человечества сквозь призму Еврейской Традиции
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Натан Агрес
С чем связано «преимущество» одних заповедей перед другими?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «С самого начала»
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Натан Агрес
Рав Моше Гекрайтер
Найдите хоть что-нибудь в Талмуде — как это исправить!!!
Рав Моше Сытин
Когда распространился обычай так начинать свои записи?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Глава Ноах
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его