Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся комментатор Пятикнижия и издатель священных книг.

Раби Яаков бар Макир Кули (Меам лоэз; ок. 5450-5492 /ок. 1690-1732/ гг.) — выдающийся комментатор Пятикнижия и издатель священных книг.

Родился в Йерушалаиме. Его отец, р. Макир Кули, потомок старинного ашкеназского рода знатоков Торы с острова Крит, около 5448 /1688/ года прибыл в Йерушалаим и женился на дочери одного из духовных лидеров поколения р. Моше Ибн Хабиба, главного раввина святого города.

В 5456 /1696/ году умер знаменитый дед Яакова, а спустя еще несколько лет, в 5459 /1699/ году, умерла и его мать.

Впоследствии отец вступил в новый брак — на этот раз он взял в жены дочь р. Йеуды-Лейба, сына р. Эфраима Акоэна, автора книги Шаар Эфраим. Семья переехала в г. Цфат, где Яаков изучал Тору у отца и у других мудрецов.

В 5474 /1714/ году р. Яаков Кули прибыл в Стамбул, намереваясь издать рукописи своего деда. Здесь он стал ближайшим учеником главного раввина Стамбула р. Йеуды Розанеса, а затем и даяном (судьей) в суде, возглавляемом его наставником.

В 5482 /1722/ году он подготовил к печати и издал книгу своего деда Капот тамарим (Пальмовые ветви), вскоре завоевавшую широкую популярность.

В 5487 /1727/ году, после смерти р. Йеуды Розанеса, р. Яаков Кули оказался обладателем бесценных рукописей наставника. Уже в следующем, 5488 /1728/, году, он опубликовал сборник драшот (толкований) своего учителя, названный Парашат драхим (Развилка дорог). А в 5491 /1731/ году вышел в свет сборник хидушим (аналитических заметок) р. Розанеса на Талмуд и на кодекс Рамбама Мишнэ Тора — книга, получившая название Мишнэ ламелех (Второй после царя), была издана в виде комментария к Мишнэ Тора. Эти две публикации, подготовленные р. Яаковом Кули, принесли его наставнику посмертную славу.

В том же, 5491 /1731/, году р. Яаков Кули издал еще одну книгу своего деда — Эзрат нашим (Женская половина), посвященную актуальной в ту эпоху проблеме агунот (жен, мужья которых пропали без вести). В виде приложения к этой книге он издал и сборник своих респонсов и псаков (законодательных выводов).

Р. Яаков Кули написал также трактат Симаним дэорайта (Знаки Торы), в котором исследуются различия между запретами, содержащимися в самом тексте Торы, и запретами, введенными мудрецами.

В течение многих лет р. Яаков Кули работал над основным своим произведением — комментарием на Пятикнижие, предназначенным для самого широкого круга читателей. Стремясь сделать комментарий максимально универсальным, он включил в него не только множество увлекательных преданий и классических толкований, но и целый ряд законодательных постановлений, регламентирующих выполнение повелений и запретов Торы. В своих алахических рекомендациях р. Яаков Кули опирался, в первую очередь, на мнения сефардских законоучителей — р. Йосефа Каро, составителя кодекса Шульхан арух (Накрытый стол), и р. Хаима Бенбеништи, составителя кодекса Кнессет агдола (Великое собрание). В то же время, во многих случаях он руководствовался законодательными решениями блистательной плеяды мудрецов Восточной Европы: р. Йоэля Сиркиса (Баха), р. Давида Алеви (Таза), р. Шабтая Акоэна (Шаха), р. Авраама Гомбинера (Маген Авраам) и р. Цви-Гирша Ашкенази (Хахама Цви).

Комментарий стал выдающимся произведением мусара — он богато орнаментирован нравоучительными притчами и этическими наставлениями, побуждающими читателей к безупречному служению Всевышнему.

Р. Яаков Кули написал свой комментарий на разговорном языке выходцев из Испании — ладино, совмещавшем лексические элементы испанского языка и иврита. Книга получила название Меам лоэз (Из среды народа иноязычного) — эти слова были взяты из первого стиха сто четырнадцатого псалма Давида: «Когда выходил Израиль из Египта, дом Яакова — из среды народа иноязычного» (исход из Испании как бы сопоставлялся с исходом из египетского рабства).

В этой книге р. Яаков Кули, в сущности, продолжал давнюю семейную традицию — ведь еще двумя веками ранее его пращур р. Яаков Ибн Хабиб, изгнанный в 5252 /1492/ году из Испании, составил сборник талмудических преданий и мидрашей Эйн Яаков (Родник Яакова), так же предназначенный для народного чтения.

Р. Яаков Кули успел завершить лишь часть комментария, относящуюся к книгам Берешит и Шмот (до главы Трума). Он умер в разгар работы над книгой — в Стамбуле, девятнадцатого ава 5492 /1732/ года. Ему было только сорок два года (в таком же возрасте ушел из жизни и его прославленный дед, р. Моше Ибн Хабиб).

Используя рукописи р. Яакова Кули, книгу завершили другие мудрецы Стамбула — р. Ицхак из Агрисо и р. Ицхак Аргуити, сумевшие сохранить его стиль и его подход к материалу. Комментарий ко всему Пятикнижию был впервые издан в 5537 /1777/ году — с тех пор он многократно переиздавался, неизменно пользуясь любовью читателей. Книга переведена на иврит и сегодня изучается в общинах всего еврейского мира.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами


В этой главе Тора продолжает повествовать о жизни праотца Яакова: Яаков возвращается в родные края, где ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Читать дальше

Недельная глава Ваишлах

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваишлах

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Почему молчал Яаков?

Борух Шлепаков

Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?

Недельная глава Ваишлах

Рав Реувен Пятигорский

По материалам газеты «Исток»

«ВАИШЛАХ» («И ПОСЛАЛ»). Две опасности

Рав Бенцион Зильбер

Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.

Сделка с дьяволом или сила духа?

Рав Арье Кацин

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Врата востока. Недельная глава Ваишлах

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Ваишлах

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего