Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Мишнэ Тора, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Йеуда бар Шмуэль Розанес (Мишнэ ламелех; 5417-5487 /1657-1727/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в Стамбуле.
Был главным раввином Стамбула и одним из духовных вождей евреев Османской империи — со всех концов обширной державы обращались к нему за решением спорных вопросов. Респонсы р. Розанеса приведены в книгах многих законоучителей его поколения, но сам он, хотя и обладал высочайшим авторитетом, из скромности не публиковал своих сочинений.
Р. Йеуда Розанес умер в Стамбуле в последний день праздника Песах 5487 /1727/ года.
А затем началась его посмертная слава. В 5491 /1731/ году, через четыре года после того, как р. Розанес был призван в Небесную Ешиву, его ближайший ученик р. Яаков Кули издал сборник хидушим (аналитических заметок) своего учителя. Книга объединила заметки и комментарии р. Розанеса к Талмуду, а также к знаменитому кодексу Рамбама Мишнэ Тора. Благодаря счастливой интуиции издателя, расположившего весь материал в соответствии с порядком законов в Мишнэ Тора, книга р. Розанеса приобрела широчайшую популярность в качестве комментария к кодексу Рамбама.
Начиная с издания 5499 /1739/ года, эта книга, получившая название Мишнэ ламелех (Второй после царя), печатается рядом с основным текстом кодекса Мишнэ Тора, — и по сей день она является одним из важнейших пособий при изучении еврейского талмудического законодательства.
Среди других книг р. Розанеса, увидевших свет после его смерти, особенной популярностью пользуется сборник Парашат драхим (Развилка дорог). Эта книга, включающая двадцать шесть драшот — выступлений и бесед на этические темы, славится блистательным анализом агадот (парабол и притч Талмуда).
Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»