Темы: Шулхан Арух, Цфат, Еврейский закон, С. Бернфельд, Раби Йосеф Каро, Сефарды
Раби Йосеф бен-Эфраим Каро (Испания,1488 – Цфат, Эрец-Исраэль, 1575) – выдающийся раввин и кодификатор, автор Шулхан Аруха.
Будучи ребёнком, он покинул Испанию в 1492 году вместе со своим отцом, талмудистом рабби Эфраимом Каро. Семья поселилась в Турции, куда направились многие евреи, изгнанные из Испании. Своим учителем, кроме родного отца и дяди р. Ицхака, рабби Йосеф Каро называл и своего первого тестя, р. Ицхака Саба.
Рабби Йосеф Каро был раввином в Никополе (Болгария), затем в Адрианополе, где в 1522 году приступил к своему обширному труду Бейт Йосеф. В 1553 году рабби Йосеф переехал в Эрец-Исраэль и поселился в Цфате. По пути он посетил Салоники и Константинополь.
Рабби Йосеф Каро пользовался чрезвычайным уважением в кругу величайших раввинов. Р. Яаков Бераб, желавший восстановить раввинское посвящение (смиху), рукоположил и рабби Йосефа Каро.
Рабби Йосеф Каро обладал глубочайшими познаниями в еврейских источниках. Среди сефардских евреев издавна было заметно стремление кодифицировать и систематизировать Галаху. Рамбам (Маймонид) создал свой великий свод законов Мишнэ Тора (Йад а-Хазака, 1190). В этом труде приводятся многие постановления, которые невозможно соблюдать после разрушения Храма. В Мишнэ Тора не были указаны источники, о чём Рамбам впоследствии сожалел. Труд рабби Яакова бен-Ашера Арбаа Турим (14 в.) был в большей мере ориентирован на нужды практического соблюдения Закона, в нём использовались также постановления позднейших галахических авторитетов. К 16 в. вновь накопилось множество постановлений, требующих систематизации и кодификации. Никто не мог ответить на эту настоятельную потребность лучше, чем рабби Йосеф Каро.
Над своим комментарием к Арбаа Турим, Бейт Йосеф, рабби Йосеф Каро работал более двадцати лет (1522-1542). Следующие 12 лет он посвятил его проверке. Свой огромный труд он закончил в Цфате в 1554 году. Все законы в кодексе рабби Яакова бен Ашера были сопоставлены с источниками, свод был также дополнен постановлениями более ранних и позднейших авторов.
В эпоху, последовавшую за смертью Рамбама. во многих вопросах Галахи отсутствовали твёрдо установленные нормы, принятые всеми, вследствие разногласий среди галахических авторитетов. Рабби Йосеф Каро стремился разрешить эту проблему, подобно тому, как это сделал в своё время Рамбам. А так как кодекс рабби Яакова бен Ашера был общепризнан, то он решил изложить свой труд как комментарий к этому своду законов. Наиболее важной своей задачей рабби Йосеф Каро считал решение спорных вопросов. Решал он их с помощью «голосования», «голосовали» общепризнанные галахические авторитеты (поским) постталмудической эпохи: рабби Ицхак Альфаси, Рамбам (Маймонид) и рабби Ашер бен Йехиэль (Рош, отец автора Арбаа Турим). В случае разногласия между этими тремя авторитетами принималось мнение «большинства», т. е. двоих из них. Из этих великих галахистов двое, а именно рабби Ицхак Альфаси и Рамбам, были сефардами, и только рабби Ашер бен-Йехиэль, переселившийся в Испанию на старости лет, представлял ашкеназскую традицию. Таким образом получилось, что вопросы большей частью разрешались в соответствии с мнением сефардских мудрецов.
Закончив свой капитальный труд, рабби Йосеф Каро обработал весь материал в виде свода законов, компендиума, который и был назван «Шулхан Арух». Ещё до окончания проверки своего комментария Бейт Йосеф, в 1550 году, рабби Йосеф приступил к изданию Шулхан Аруха. В 1550-51 годах в Венеции вышли две первые части, Орах Хаим и Йорэ Дэа. Третья и четвёртая части вышли в Сабионетте (1553-1559). Одно издание следовало за другим, большое признание получил труд рабби Йосефа Каро ещё при жизни автора. В преклонном возрасте рабби Йосеф написал для позднейших изданий ряд исправлений и дополнений. После смерти рабби Йосефа было издано его самостоятельное произведение, служащее как бы дополнением к комментарию Бейт Йосеф, озаглавленное Бедек а-Байт. Оно многократно издавалось, первый раз – в Салониках в 1605 году.
В предисловии к Шулхан Аруху рабби Йосеф Каро писал, что целью его было составить лёгкий обзор данных, добытых им в капитальном труде, предназначенный для начинающих.
Как и кодекс рабби Яаков бен-Ашера, Шулхан Арух делится на 4 части: Орах Хаим («Путь жизни»), посвящённый практике религиозной жизни, этике, молитве, законам субботы и праздников; Йорэ Дэа («Обучение знанию») – определение разрешённой и запрещённой пищи, законы убоя скота, законы траура и др.; Эвен а-Эзер (намёк на Берейшит 2, 20, где женщина названа эзер – помощником мужчины) посвящён брачным законам, семейному праву и т. п.; Хошен а-Мишпат («Щит права») – еврейское гражданское право, гражданское судопроизводство и т. д. Вся структура – деление на разделы и подразделение на главы – симаним – заимствована у рабби Яакова бен-Ашера. Рабби Йосеф Каро добавил также деление на параграфы – сэифим. Для каждого симана указано число параграфов. Философско-этическое введение (такое предпослал своему труду Рамбам) здесь отсутствует, вместо этого – популярное, доступное предписание правил жизни.
Труд рабби Йосефа Каро написан кратким, удобопонятным языком, законы сформулированы ясно и наглядно. В нём заключалось всё, что еврею того времени необходимо было знать, чему он должен был следовать в своей религиозной жизни. Для раввинов, в особенности для тех, кому необходимо было выносить постановления, это была неоценимая справочная книга, ясная и точная. Ещё при жизни автора книга выдержала 6 изданий в различных форматах.
Поскольку постановления, приводимые в Шулхан Арухе, были приняты большей частью в соответствии с мнением сефардских мудрецов, в последующих изданиях, начиная с 1578 года, в книге печатается комментарий рабби Моше Иссерлеса (Рамо), в котором приводятся постановления и обычаи ашкеназских евреев. Благодаря этому комментарию Шулхан Арух был принят также польскими и немецкими евреями.
Начиная с 17 века к Шулхан Аруху пишется много широко задуманных и остроумных комментариев. Чрезвычайно важен для их систематизации был труд рабби Моше Ривкеса из Вильны Беэр а-Гола – краткий указатель источников.
Третьим трудом рабби Иосефа Каро является его Кесеф Мишнэ – комментарий к Мишнэ Тора Рамбама. Задачей рабби Йосефа было снабдить труд Рамбама указаниями источников, строка за строкой, кроме философско-этической части. Попутно рабби Йосеф полемизирует с рабби Авраамом бен-Давидом, оппонентом Рамбама. Полностью этот труд был издан лишь после смерти автора (1574-76). С тех пор во всех изданиях Мишнэ Тора Рамбама печатается также комментарий Кесеф Мишнэ.
Рабби Йосеф Каро принадлежал к кругу каббалистов Цфата, в который входили также рабби Ицхак Лурия, рабби Шломо Алькабец, рабби Моше Кордоверо и др. Ему принадлежит сочинение Магид Мейшарим – толкования Торы, которые рабби Йосеф получал каждую субботу от своего небесного Магида (духа, ангела) – «олицетворённой Мишны». Первая часть этого сочинения впервые вышла в Люблине в 1646 году, вторая – в Венеции в 1656.
Рабби Йосеф Каро также – автор херема против известного критического произведения Азарьи де Росси Мэор Эйнаим.
Читайте: Иудаизм – это Шулхан Арух
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.