Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель. Его труд по сей день служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников

Раби Шабтай бар Меир Акоэн (Шах; 5382-5423 /1622-1663/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Учился у р. Йеошуа Харифа (Магиней Шломо) и у р. Йеошуа-Эшиля из Кракова.

Женился на дочери виленского богача р. Вольфа Тойбера, который, взяв на себя заботу об обеспечении молодой семьи, предоставил зятю возможность посвятить все свое время Торе.

Еще не достигнув возраста двадцати лет, р. Шабтай стал даяном в суде, который возглавлял виленский раввин р. Моше Лима.

Начиная с восемнадцати лет р. Шабтай писал комментарий на кодекс Шульхан арух — на раздел Йоре деа (Наставляющий мудрости), содержащий целый комплекс запретов и повелений, относящихся к самым разным сторонам еврейской жизни. Он разъяснял, почему р. Йосеф Каро, составитель Шульхан аруха, пришел именно к таким законодательным выводам. А в тех многочисленных случаях, когда мнения р. Йосефа Каро и Рамо, написавшего примечания к Шульхан аруху, не совпадали, р. Шабтай, кратко поясняя суть разногласий, склонял чашу весов в ту или иную сторону.

Его комментарии отличались исключительной глубиной и тонкостью анализа алахических проблем. Рассказывается, что когда р. Шабтай обдумывал особо сложные вопросы, он прогуливался по крышам домов, где никто не мог отвлечь его или помешать разговором.

В 5406 /1646/ году книга была завершена, и р. Шабтай опубликовал свой труд в еврейской типографии Кракова — к этому моменту автору едва исполнилось двадцать четыре года. Книге, получившей название Сифтей коэн (Уста коэна), были предпосланы рекомендательные предисловия духовных лидеров поколения — р. Йом-Това Геллера, р. Шабтая-Шефтеля Гурвица и наставника автора р. Эшиля из Кракова.

Почти одновременно с книгой Сифтей коэн вышел в свет другой комментарий на тот же раздел Шульхан аруха. Этот, альтернативный, комментарий принадлежал перу общепризнанного главы поколения, главного раввина польской столицы — Познани, р. Давида Алеви (Таза), который был почти на сорок лет старше автора Сифтей коэн. Естественно, что по многим вопросам мнения двух комментаторов расходились. И тогда р. Шабтай пустился в алахический «бой» за истину, написав критические заметки на книгу Таза — он отстаивал свою точку зрения, убедительно опровергая доводы оппонента. Его новая книга, названная Некудот кесеф (Серебряные знаки), была завершена к началу 5408 /1648/ года, но опубликовать ее он уже не успел, так как Польшу захлестнула волна казацких погромов.

Эта книга была впервые напечатана в типографии Франкфурта на Майне в месяце адаре 5437 /1677/ года — ровно через четырнадцать лет после смерти автора. А, начиная с 5640 /1880/ года, в большинстве изданий Шульхан аруха критические заметки р. Шабтая печатаются рядом с комментарием Таза.

В 5415 /1655/ году, когда русские войска и казаки подошли к Вильно, р. Шабтай был вынужден бежать из города своей молодости и славы. Он нашел убежище в Люблине, а затем в столице королевства Богемии, Праге.

Трагические события, связанные с хмельнитчиной, р. Шабтай описал в книге Мегилат эйфа (Свиток мрака), а также в целом ряде траурных элегий (слихот).

Его слихот ежегодно исполнялись двадцатого сивана, в день траурного поста, установленного во всех общинах Польши и Литвы. В тот день, двадцатого сивана 5408 /1648/ года, казаки, обманом — под польскими флагами — ворвались в укрепленный город Немиров и со зверской жестокостью уничтожили всех евреев, нашедших убежище в этой крепости. В своей книге р. Шабтай так описывает эту бесчеловечную резню: «Они умертвили в городе около шести тысяч душ — мужей и немощных старцев, юношей и девушек, младенцев и женщин. Несколько сот человек утопили. В синагоге перед ковчегом со священными книгами зарезали канторов и служек, вытащили свитки Торы и понаделали сандалий и ботинок их них».

Книга Мегилат эйфа, представляющая собой ценный исторический документ, была переведена на немецкий и русские языки.

Последние годы жизни р. Шабтай был главным раввином г. Гольшау в Моравии.

В этот период он завершил комментарий к еще одному разделу Шульхан арухаХошен мишпат (Судный нагрудник первосвященника): в этом разделе изложены основы гражданского и уголовного права.

Комментарии р. Шабтая Акоэна получили высокое признание у современников. В большинстве изданий Шульхан аруха, начиная с 5434 /1674/ года, его комментарии, наряду с комментариями его оппонента — Таза, печатается рядом с основным текстом.

В последующих поколениях книгу Сифтей коэн стали сокращенно называть «Шах» (слово Сифтей начинается с буквы «шин», а неогласованная буква «каф» прочитывается как «хаф»). А в дальнейшем, как это часто происходило в нашей традиции, название популярной книги заменило собой имя автора.

И по сей день, книга Шаха служит одним из самых важных и авторитетных законодательных источников.

Шах умер в Гольшау в первый день месяца адар 5423 /1663/ года — он прожил только сорок один год.

Из книги «Еврейские мудрецы»
C разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»