Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Еврейский закон, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Хаим бар Исраэль Бенбеништи (5363—5433 /1603—1673/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Родился в Стамбуле в семье выходцев из Испании. Его старшим братом был р. Йеошуа-Рафаэль Бенбеништи (см.), автор книги Сдей Йеошуа.
Хаим учился в стамбульской ешиве р. Йосефа Терани (Маарита; см.), ставшего впоследствии главным раввином Османской империи.
В возрасте двадцати одного года р. Хаим стал даяном (судьей) в раввинском суде Стамбула. В тот же период он написал комментарий на кодекс Сефер мицвот гадоль (Смаг), составленный за четыре века до него знаменитым французским тосафистом р. Моше из Куци (см.). Комментарий получил название Дина дехаей (Закон жизни).
В 5403 /1643/ году р. Хаим был приглашен занять пост раввина в Тирии, пригороде Измира (Смирны). Спустя двенадцать лет он стал даяном в самом Измире, а затем и главным раввином этого города. В 5425 /1665/ году он решительно противостоял Шабатаю Цви, объявившему себя «Машиахом».
Р. Хаим Бенбеништи составил законодательный свод Кнессет агдола (Великое собрание), в который включил респонсы и псаки (законодательные решения), вынесенные самыми авторитетными законоучителями за век, прошедший после выхода в свет кодекса Шульхан арух. Этот монументальный, изданный в восьми обширных томах, свод был принят как руководство к действию и в сефардских и в ашкеназских общинах.
После появления этой книги р. Хаим Бенбеништи стал одним из общепризнанных лидеров поколения — его авторитет сравнивали с авторитетом р. Йосефа Каро (см.), составителя Шульхан аруха. Со всех концов диаспоры обращались к нему за решением спорных вопросов — его собственные респонсы собраны в книгу Баей хаей (Жаждущий жизни).
Р. Бенбеништи написал также хидушим (аналитические заметки) к талмудическому трактату Санхедрин. В этой книге, названной Хамра дехаей (Вино жизни), рассматриваются законы судопроизводства и уголовного права.
Р. Хаим Бенбеништи умер в Измире в 5433 /1673/ году — в возрасте семидесяти лет.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.