С 1888 года и до своей кончины рав Меир Симха Коэн был раввином города Двинска (Даугавпилс). Когда мой отец, бывший воспитанник воложинской ешивы, посещал рава Меира Симху, он обычно брал меня с собой. Рав был личностью необыкновенной, излучающей благородство и теплоту на всех, кто обращался к нему. Для меня, подростка, эти посещения были незабываемыми событиями. С равом Меиром Симхой связано одно событие, которое никогда не изгладится из моей памяти! В городе произошло чудо, и это чудо жители всецело отнесли на счёт рава.
В тот год случилось так, что в верховьях Двины неожиданно и раньше обычного времени началось таяние снега и льда, в то время как, начиная от самого Двинска и далее до Рижского залива, было ещё очень холодно. Вода, образовавшаяся в результате таяния снега, устремилась в Рижский залив, но встретила на своём пути неожиданно мощную ледяную преграду. Как следствие этого, вода начала стремительно пребывать. Бушующая река и огромные глыбы льда в ней причиняли ужасные разрушения. Многие прибрежные деревни через Двину были сметены этим потоком, а мосты разрушены до основания. Ревущая вода приступила к штурму большой дамбы, окружавшей Двинск и защищавшей его. Над городом нависла тень гибели.
Наша семья быстро упаковала всё, что можно было спасти, и мы поднялись на последний этаж дома, в котором жили. Все были охвачены великим страхом. Утром в шабат положение сделалось отчаянным. С минуты на минуту река должна была, либо выйти из берегов, либо прорвать дамбу. Мой отец не знал что предпринять: остаться с семьёй в такой опасный момент или идти в синагогу на утреннюю молитву, чтобы присоединить свой голос к голосу всей общины. Наконец, он решительно отправился в синагогу. Я присоединился к нему. В самый разгар молитвы, которая была как никогда взволнованной и то и дело прерывалась отчаянными воплями, в синагогу с криком ворвались евреи и в их устах страшная весть: ещё немного и город будет уничтожен! Рав Меир Симха, облачённый в талит, поднялся со своего места и направился в сторону дамбы. Вся община в своих субботних одеждах последовала за ним. Рав взошёл на дамбу и начала молиться о спасении города. И вдруг, в тот самый момент, когда рав стоял, углублённый в молитву, лёд неожиданно для всех треснул, льдины зашевелились, зашумели и с этим шумом двинулись к низовьям реки! Вода на глазах начала спадать! Я стоял там же на дамбе, в нескольких шагах от рава. Эта картина навеки запечатлелась в моей памяти. Тотчас по всему Двинску разлетелась молва, что рав Меир Симха Коэн сотворил чудо и спас город. Все жители города, в том числе все христиане и среди них заклятые антисемиты, ни на миг не сомневались, что чуду спасения они обязаны праведному раву Меиру Симхе. Но сам рав не усматривал в драматическом снижении уровня воды никакого чуда, и конечно же, не рассматривал себя в качестве «Святого чудотворца». Он не сотворил никакого чуда, а просто молил Б-га о милосердии! Нравственная сила этой великой личность оставила в моей душе великий след.
Помню, когда я рассказал Яакову Герцогу, заведующему канцелярией премьер-министра и сыну Главного Раввина Израиля, о том что часто бывал в доме Меира Симхи Коэна, я отчётливо увидал в его глазах стрелы зависти.
Статья по теме: «Берлин и Иерусалим»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
О первой недельной главе Торы — главе Берешит. Из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
После рождения Метушелаха Ханох рьяно служил Всевышнему. Ему так надоели дурные поступки людей, что он отделился и жил в месте, скрытом от других.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Продолжение истории человечества: мир до Потопа. История и родословная ветви Каина и его потомков
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рабби Шимшон-Рефаэль Гирш был одним из лидеров еврейства Германии. Его энциклопедические познания позволили вернуть к традициям отцов многих ассимилированных евреев. Представляем вашему вниманию избранные комментарии р. Гирша к Торе.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Новые нормы, которые установил Лемех. Яваль и временные шатры. Туваль, первый изготовитель оружия.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Дети Адама и Хавы, их характеры и те пути, которые они проложили для своих потомков
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Каин был разочарован собственной духовной неполноценностью, и это наложило отпечаток на все его последующие поступки. Вместо того чтобы извлечь урок и исправить недостатки, первая неудача лишь озлобила его
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Творец обещает Аврааму сделать его потомство «великим народом». Натуральный ход событий препятствует этому, чтобы народы мира поняли — евреи обязаны своим благополучием только лишь Всевышнему.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Адаму было передано множество духовных тайн. Эти тайны до сих пор являются кладезью для всего человечества.
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
Когда условия жизни стали суровей, и участились природные катаклизмы, люди стали обращаться с мольбой к Творцу, говоря о своих нуждах и прося защитить их и спасти
Рав Александр Красильщиков,
из цикла «До Потопа и после»
По мере накопления генетических сбоев, вызванных неправедной жизнью, с каждым поколением жизнь укорачивалась. Люди не только не исправляли изъян, они добавляли новые.